Анонс
В этой инструкции объясняется пошагово, как создать интерактивный шаблон "объект в зеркале" в среде графического онлайн-калькулятора desmos.
Такой шаблон можно использовать на уроках математики при изучении темы "симметрия". Идея же разработки шаблонов для ремиксов может быть распространена и на другие темы школьной математики.
О ремиксах
Возникли вопросы, а как самим сделать объекты для мейкер-шаблона, такие, как Елка зеленая (простая) и Синяя снежинка? О таких ремиксах шла речь в предновогоднем посте Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
Тут мы продолжаем развивать тему образовательных ремиксов… Какими могут быть объекты для ремиксов, чтобы ученикам было интересно:
- создавать свои ремиксы на основе готовых шаблонов
- самим разрабатывать оригинальные шаблоны?
Нам предстоит самим создать шаблон с помощью инструкции. Немного desmos-математики....
Темы и понятия (ключевые слова)
- Осевая симметрия (отражательная симметрия) — это симметрия относительно проведённой прямой (оси).
- Координаты точки — это пара чисел, в которой на первом месте стоит абсцисса, а на втором — ордината точки.
- Многоугольник (полигон) — это геометрическая фигура, ограниченная замкнутой ломаной линией, не имеющей самопересечений.
- Список (List) — это простая структура данных, широко используется в программировании. Список представляет собой последовательность, составленную из произвольного числа элементов.
- Ползунок (слайдер) — интерактивные инструмент, позволяющий вручную или по запуску менять значение введенных параметров. См. статью. STEAM-математика: Почему так важны какие-то ползунки?
Инструменты и материалы
Работаем в среде https://www.desmos.com/calculator.
Изучать, как это все работает, лучше, зайдя по ссылке в апплет. Мы будем задавать все объекты аналитически - с помощью уравнений и формул, вводя их в поле для объектов.
Среда для работы
Среда онлайн калькулятора представляет из себя "поле для объектов" (слева), куда они вводятся с помощью математических записей, и координатную плоскость (справа), на которой они отображаются.
Конструкция "объекта в зеркале"
Конструкция состоит из трех деталей
- Отображаемый объект A — представляет из себя геометрическую фигуру (многоугольник),
- "Зеркало", в котором он как бы отражается — представляет из себя вертикальную прямую на координатной плоскости.
- Объект B — образ объекта А — представляет из себя геометрическую фигуру (многоугольник).
Передвигая с помощью подвижных точек исходный объект А, мы можем наблюдать, как меняет свое положение зеркальный объект B.
Шаг 1. Создаем папки
Для создания исходного объекта нам понадобятся две папки объектов. В них мы поместим записи объектов - точек и многоугольников. В папках записи выглядат более компактно.
- Многоугольники
- Подвижные точки
Шаг 2. Вводим переменную и ползунок S
Этот ползунок будет иметь всего два положения 0 и 1. В положении 0 точки на координатной плоскости спрятаны, в положении 1 - видны. В положение 0 мы передвинем ползунок, когда ремикс сделан и точки нужно спрятать.
Можно обойтись и без ползунка, просто будет не так красиво.
Шаг 3. Вводим координаты точек списками и ползунками
Подвижные точки вводятся списком. Чем больше точек в списке, тем сложнее может быть ваш объект. Записываем их в поле для объектов.
Вводим список для абсцисс точек
Всего используем 15 точек. Можно взять и больше, и меньше. И, почти автоматически, к каждой из них добавляются ползунки.
Вводим список для ординат точек
Шаг 4. Вводим сами точки
Записываем подвижные точки в таком виде. S - ползунок. Его положение в этой записи соответствует S=1
Шаг 5. Обеспечиваем подвижность точек
Подвижность точек задается ползунками и включением специальной опции Drag (которая позволит управлять подвижной точкой с помощью мыши (на компьютере) или пальца (для планшета).
Шаг 6. Задаем объекты-многоугольники
Для того, чтобы задать симметрию, нам будут нужны два многоугольника, заданные координатами своих вершин и симметричные друг с другом относительно оси OY.
Соответственно, в их записи различаются лишь абсциссы X, только знаком. Полигоны дают нам закрашенные многоугольники, цвет “заливки” будет тот же, что и у контура.
Шаг 7. Создаем "зеркало"
Еще нам понадобится “зеркало”, его создадим с помощью прямой, заданной на отрезке.
Результат
Вот такой шаблон с головой удивленного человека у вас может получиться. Попробуйте изменять объект справа, перемещая точки. Вы будете наблюдать эффект "отражения в зеркале".
Здесь для выразительности мы добавили глаза - точки (a,b) и (-a,b), тоже с ползунками.
Как играть с шаблоном и создавать ремиксы
Чтобы начать играть с шаблоном и сделать ремиксы, можно предложить ученикам небольшие упражнения
- “Развернуть” лицо к зеркалу
- “Залить” объект клетчатой основой. Результат будет такой. Инструкцию можно найти здесь.
- Превратить лицо справа в какой-то новый образ: звезды, машины, дерева и т.д.
- Добавить подвижных точек (через списки для абсцисс и ординат) и сделать какой-то более сложный объект для отображения в “зеркале”.
Обновлено:
Результаты игры с шаблонами. Несколько скриншотов с ремиксов. Ссылки на сами апплеты в комментариях к посту. Пара "ирокезов" и "шахматные кони".
Как попробовать прямо сейчас?
Будете пробовать? Откройте файл по ссылке и попробуйте, передвигая подвижные точки, измените объект A.
Когда изменения закончены, получите ссылку на файл-ремикс, сохранив его предварительно. Опубликуйте ссылку в комментариях к этому посту!
Инструкция, как получить ссылку
Что почитать по теме?
Про идеи образовательных ремикс-проектов
- Ремикс-проект начинается с рамы
- STEAM-идея: эшеровские замощения с помощью черепашек-исполнителей
- Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
- Математическая задача как вызов. Уроки в Desmos
Публикации по теме “рисования функциями” и "симметрия"
- Великолепный Desmos: обучение математике методом решения проблем
- Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую и поворотную симметрию в Geogebra
Ссылки по теме "цифровая среда для изучения математики"
- STEM - STEAM - STREAM на смену предметам и предметникам...
- Может ли школьная математика стать STEM-образующим предметом?
- "Черный ящик" среды цифрового обучения
- Стрельба по мишени, или Цифровые инструменты организации мышления на уроке математики
- Новая стратегия преподавания школьной математики: "умная бумага"
- STEAM-математика: Почему так важны какие-то ползунки?
- Мондриан как артефакт
- Мини-исследование в классе: есть ли у вас чувство времени?
- Статистика на карманах
- Учителям математики нужен новый подход