Учитель рассматривает цифровую среду, в которой работает ученик, и в которой учитель создает задания, как педагогически управляемую (pedagogically-driven). Он, в первую очередь, сам понимает ее устройство и механизмы заложенных в ней возможностей, одновременно осознает и ограничения ее использования. И, конечно, никак не считает ее некой данностью - умным "черным ящиком"! Это чрезвычайно важно для нашего рассмотрения.
Таков контекст этой статьи: его важно обозначить в самом начале, хотя бы кратко. Речь в серии статей пойдет об учителе - разработчике цифрового контента, который создает его с целью мониторинга действий ученика, в идеале - с целью проверки понимания им учебного содержания. А не только с целью "контроля знаний"!
Таким образом, мы попробуем начать разговор об отношении учителя к цифровой среде, посредством которой он взаимодействвует с учеником... Взаимодействует сам учитель, а не "система"!
О ценностях "цифрового учителя"
Вот исходные ценности учителя, принявшего эту позицию*:
- Учитель сосредоточен не только на обеспечении собственного преподавания, он следит за процессом порождения знаний и смыслов учащимися.
- Учитель становится не просто поставщиком контента, а тренером понимания.
- Различение учителем "базовых знаний" и "понимания" важны не только для планирования учебной программы, но также в педагогическом плане.
- Учитель вовлечен в регулярный пересмотр единиц содержания учебной программы, что обеспечивает ее качество и эффективность.
* Пункты 1-4 основаны на материалах стандарта UNDERSTANDING BY DESIGN® FRAMEWORK
Рассматриваемая нами в этом посте модель - модель смешанного обучения - такая, в которой часть учебной деятельности организована в цифровой среде. И установки учителя - автора контента - в процессе создания им учебных материалов произрастают из тех же ценностей, из которых учитель исходит в своей работе с учениками в оффлайне, то есть, в очном взаимодействии.
Через совместное проектирование в профессиональном сообществе учитель участвует в процессе разработки, создания и тестирования цифровых учебных материалов.
Учитель рассматривает цифровую среду, в которой работает ученик, и в которой он создает задания, как педагогически управляемую (pedagogically-driven), а не как некую данность - "черный ящик"!
Дальше речь пойдет о цифровых материалах и системах с обратной связью, которые помогают учителю отслеживать действия ученика в цифровой среде. Учитель сам или на основе размещенных в открытом доступе прототипов создает учебные активности нового типа. Какие они? Попробуем разобраться...
Почему цифровой формат - это не тесты?
Риски использования тестов
Часть учебного процесса и оценивания мы теперь все чаще делегируем машинным системам, поэтому хорошо бы осознавать все риски, связанные с уровнем экспертности таких систем. Пока он оставляет желать лучшего: множественные ошибки в закрытых ответах, произвольные варианты ответов, которые могут предлагаться из совсем разных логик, быть не рядоположенными. Речь о тех цифровых средах, основу которых сейчас составляют тесты. Тестовые задания разрабатывают люди, часто, такие же учителя, как и мы. И ошибки неизбежны. Доверять таким системам оценку знаний учеников пока можно лишь с осторожностью.
Цель троечника - обмануть тестовую систему!
Тест как попытка оценки знаний имеет свои, довольно серьезные ограничения. Ученик, цель которого просто пройти тест с минимальным результатом, практически всегда это может сделать, не вникая в суть задания, простым случайным "тыком" в один из предложенных вариантов ответов. Тем, кто начал работать с такими системами, хорошо известно, что часть учеников при прохождении теста именно так и поступает. То есть думает не о задании, а о том, как угадать правильный ответ, по сути, как провести систему. Процент правильных ответов, полученный в разных ситуациях тестирования, свидетельствует как раз о таком способе прохождения тестов учениками. Они могут вообще не читать вопросов и не разбираться в условии задания.
Тест - система без достаточной обратной связи
"Дешевый" тест (на разработку которого ушло мало времени и ресурсов) выдает, как правило, только процент правильно выполненных заданий. Такой тест не является удовлетворительным инструментом проверки знаний не только для слабых, но и для сильных, мотивированных учеников. Обычный тест не дает развернутой обратной связи ученику и не показывает, в чем именно тот ошибся, какие понятия или умения им не освоены. Для учителя выдаваемые цифры также собирают некие средние показатели, которые еще нужно правильно интепретировать, что не всегда возможно.
Поэтому тесты не должны стать преобладающей формой взаимодействия ученика с компьютером! И учителя с учеником - через компьютер. А если уж они и используются, то ученикам, кроме полученных ими процентов за тестовые задания, хорошо бы показывать, что их попытки обмануть систему могут быть видны через общую статистику ответов. Только поможет ли это?
Короткие выводы
- Тесты - часть оценивающих процедур, должны быть составлены в той же логике, в которой строится преподавание и обучение: работа с учебным материалом, способ им овладения. А часто бывает так: обучение в одной логике, а готовые тесты, взятые откуда-то, - совсем в другой.
- Являются ли тесты подходящим средством проверки знаний? Только очень хорошие, грамотно составленные тесты, на разработку которых затрачено достаточно ресурсов (компетенций). И далеко не для всех учеников.
- Конечно же, ни о какой фиксации ученического понимания в тестовых проверках речь идти не может! Это пока - системы без полноценной обратной связи.
- Образовательный опыт, который получают ученики, общаясь с компьютером посредством тестов, очень беден, его никак нельзя считать насыщенным и достаточным, если говорить о качественном смешанном обучении.
- Главный риск использования тестов при организации обучения в цифровой среде - имитация учебной деятельности. Видимая занятость учеников есть, а результатов, в очень большом проценте случаев, нет.
Учитель и "черный ящик" цифровой среды
Есть и определенные психологические установки, которые можно наблюдать на практике. Учителя, для которых проверка большого количества ученических заданий, является утомительной, тяжелой работой, уже сейчас готовы и часто делегируют эту часть своей работы компьютеру и цифровой среде. Вроде бы, этого и добивались, внедряя "цифру" в образование - избавить учителя от рутины проверок?
Но, по разным причинам, под цифровой средой и онлай-работой учеников в ней, чаще, чем нужно, имеются в виду именно тесты и только они. Может быть, потому, что те, кто их продвигает, не имеет представления о возможном разнообразии действия и взаимодействия ученика с цифровой средой?
Об эффекте демонизации цифровой среды
Лишь иногда тесты составляют сами учителя, чаще используются готовые пакеты и системы. И какими-то непостижимым образом формируется и особое отношение к этим системам. Вроде бы, понимая все несовершенство таких систем, учитель, тем не менее, отдает им чуть больше прав, чем предполагает здравый смысл. Здесь имеется в виду, что учитель сначала переоценивает сложность и качество таких систем. Но потом он готов всё свалить на них. Всё - это недостаточный уровень показателей выполненных тестов. Получается, что и недостатки собственного обучения...
Это и есть чистая "демонизация" цифровой среды: одаривание ее теми признаками и свойствами, которых у нее нет, и наши завышенные ожидания от нее.
Какие данные мы собираем и зачем?
А тем временем данные из таких тестовых систем поступают к школьному администратору - завучу, который делает выводы о качестве обучения уже на своем уровне анализа, полагаясь на выданное и обработанное системой. Не удивительно: это ведь так для всех удобно! А мы при этом не забываем ли, что этот "искусственный интеллект" пока весьма далек от совершенства?
Все описанное - и есть отношение, когда мы готовы спрятаться за некую цифровую систему, наделяя ее свойствами "черного ящика" с самописцами внутри, которые "лучше знают", что, какие данные, нужно собирать и как ими распорядиться. А потом в изумлении смотрим на экран и удивляемся результатам. Чего при этом мы можем не осознавать, каковы риски такого отношения, написано выше...
Поищем другие форматы!
Нам следует искать и другие форматы для цифрового обучения. Хорошим примером здесь могут быть активности в специальных средах, которые устроены несколько иначе - сложнее, чем тестовые системы. Они отличаются от тестовых тем, что позволяют увидеть не только процент выполнения, но и часто - ход рассуждений ученика, попытки решения. И в которых ошибки ученика позволяют учителю оценивать уровень его понимания и, в то же время, по характеру ошибок самому проанализировать, какой может быть причина ученического непонимания...
Один из их неизбежных минусов таких систем: результат труднее обрабатывать, поскольку в подобном отслеживании действий учеников пока больше "человеческого”, а не машинного участия. Системы эти развиваются и со временем удается все больше проверки автоматизировать.
Но сейчас для нас не эти вопросы являются главными, а модель того, каким может быть НЕтестовое задание. И каковы педагогические цели составления таких заданий и активностей? Только ли контроль усвоения? Раз уж мы говорим о педагогически управляемом процессе...
И, дальше, как вообще организовать цифровую часть смешанного обучения, какие есть возможности для того, чтобы ученик не спрятался для нас за "правильный ответ"? Ведь за таким ответом может скрываться как случайное попадание, так и непонимание.
Об этом в продолжении...
Ссылки по теме из архива Галактики:
- «Шаг школы в смешанное обучение» Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. 2016г.
- Народная энциклопедия: Средства организации учебной деятельности
- Чимборасо по электронному учебнику
- Взаимодействие в информационной среде: какие нужны правила?
- Несколько идей, как организовать в "облаках" сотрудничество "разноязыких" учителей
- Учиться на YouTube? "Аварийный курс" братьев Грин
- Учиться на YouTube? Периодическая видеотаблица
- Учиться на YouTube? Видео, популяризирующие науку
Об организации смешанного обучения в предметной области математики
- Может ли школьная математика стать STEM-образующим предметом?
- Новая стратегия преподавания школьной математики: "умная бумага"
- Стрельба по мишени, или Цифровые инструменты организации мышления на уроке математики
- STEAM-математика: Почему так важны какие-то ползунки?
- Ремикс-проект начинается с рамы
- STEM - STEAM - STREAM на смену предметам и предметникам...
- Мондриан как артефакт
- Учителям математики нужен новый подход
- Мини-исследование в классе: есть ли у вас чувство времени?
- Статистика на карманах
- Ремикс-проект начинается с рамы
- Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
- Математическая задача как вызов. Уроки в Desmos
- Редактор активностей в TeacherDesmos: графический калькулятор graph
- Классные активности в TeacherDesmos: инструкция для новичка
- Инструкция: как создать "объект в зеркале" в среде Desmos
- Задача о рулончике туалетной бумаги, или Математические вызовы от мистера Штаделя
- Что кроме учебника математики?
- Можно ли оживить задачи из бумажного учебника математики?
- О составлении заданий на функциональную и математическую грамотность
- Итоги МК "Текст и математика"
- Что же отличает задания нового типа? Появится ли дигитальная дидактика?
- Математики тоже плачут...
- Математики больше НЕ плачут
- Наглядные закономерности, в том числе, в 3D
- Usecubes - генератор 3D-объектов для игры и исследования
- 3D генератор на основе кубов: как с ним работать и создавать материал для развивающих заданий
- Уроки развития 3D-мышления: зачем считать кубики?
- Мастерская как форма распределенной работы со старшеклассниками: создаем задание в 3D
- Как мы вовлекли учеников в разработку активностей в TeacherDesmos и что из этого вышло
-
Необычные коллекции для учителя математики
- Весы и уравнения
- "Голландский дом" Вермейера как объект для поиска сходств и различий
- Уроки развития 3D-мышления: зачем считать кубики?
- "Недостроенные кубы" для design based learning
- И опять о кубиках: 7 идей развивающих заданий
- Магический квадрат и чудесная лупа
- От бумаги к цифре: домики и клеточки
- Простые математические визуализации - сообща!
- Пляшущие буквы, или шифRуем пRеобRазования!
- Домик Винни Пуха как идея для design based learning
- От узора на клетчатом листке к STEAM-проекту
- От привычки "чатиться" - к математической модели
- Пение сверчка: феномены, процессы, модели
- Данные из текста и карты - в подвижную диаграмму!
- Принцип "четвертый - лишний"
-
Тематические активности в TeacherDesmos, как их найти?