Публикации сообщества

Людмила Рождественская • 10 июня 2019

Мастерская как форма распределенной работы со старшеклассниками: создаем задание в 3D

Мы все чаще задумываемся о том, что ученикам нужно приобретать опыт реального конструирования и скоординированной работы. И чтобы, кроме результатов в виде приобретаемых ими знаний, установок, умений, обязательно был какой-то продукт. Который, конечно, очень зависит от "тонкостей" организации процесса.

Описание проблемы и идеи 

Но, по моему опыту, на практике именно с продуктом - самые большие сложности. Каковы причины?

Трудно вовлечь учеников так, чтобы они действительно считали продукт своим, проявили себя как осознанные авторы. Препятствие - многолетняя и устойчивая привычка ученика делать любую работу исключительно "за оценку". Не на интерес, не как ответ на вызов, а именно за формальный показатель. Таковы сложившиеся правила игры в школе, и они очень мешают в любой предпринятой тобой попытке выйти за рамки  учебного процесса, заданного всем известным образом. 

Прежде всего, в школе отсутствуют форматы организации процессов "по иному", в которых, главное, другие задачи, в том числе, учебные и образовательные, другие механизмы вовлечения, другой мотивационный уровень учеников. И другое качество получаемого продукта. 

С продуктом - непросто! Даже если его образ хорошо представлен и прописан, для обеспечения его хорошего качества нужны определенные ресурсы - временнЫе и навыковые. Кроме того, легко говорить о "разных ролях в учебном проекте", да трудно сделать! Нужно разумное разделение труда, но такое, чтобы ученик не чувствовал себя "винтиком конвейера". Тоже - непростая для организатора задача.

Мастерская как формат другого обучения

Описанной ниже - попытка создать продукт, не ввязываясь в настоящий продолжительный проект, в котором ученик (или группа) являясь авторами идеи, сами или под руководством учителя доводят ее до продуктной формы. Это попытка создать продукт в небольшой проектной мастерской за ограниченное время.

Условия осуществления мастерской:

  1. Проводится в июне, когда оценки по всем предметам уже выставлены *
  2. Мастерскую организовывают и проводят учителя, которые могут и не работать в течение учебного года в этом классе, то есть, быть незнакомы ученикам-участникам.
  3. Мастерская рассчитана на 2 часа, за которые ученик проходит полный цикл: от обучения до создания своей доли продукта.
  4. Продукт - учебная активность в TeacherDesmos, которую предполагается затем использовать на очных уроках или дистанционных мероприятиях школы.
  5. При планировании мастерской важно опираться на владение учениками базовыми навыками работы с электронными инструментами, которыми они обеспечены за счет уроков информатики.
  6. Идея мастерской основывается на продуманной технологии и подготовленных заранее образцах заданий-прототипов.
  7. Мастерская разбита на этапы, хронометраж выдерживается.
  8. Подготовлена заранее среда для коллективной работы: таблицы и папки.
  9. Созданный продукт обсуждается, при наличии времени тестируется...

* Учебный год в Эстонии в большинстве школ длится до 10-12 июня, причем формы организации учебного процесса в летние дни могут быть самыми разными: обучение вне класса, проектные дни, музейные уроки, учебные экскурсии и т.д.

Описание мастерской

1. Проходим прототип активности в роли учеников. Типы заданий

 

Главный механизм вовлечения - предложение для учеников побыть в роли учеников и пройти "прототип активности". Проходя активность (10 мин), ученики знакомятся с темой и  идеей. Затем (10 мин) обсуждаются как ответы на конкретные задачи, так и сами задания. Как сделать такие, в чем их особенность?
Примеры - ниже. Всего их два типа.

1 тип. Образец задания с формулировкой: Можно ли создать?

 

2 тип. Образец задания с формулировкой:

“На какие составные части можно разобрать эту фигуру? Выбери пару, которая подходит.

Условие: элементы можно вращать для соединения.”

2. Учительская панель в TeacherDesmos. Обсуждаем задания

Самое интересное и плодотворное для понимания - вылавливать несовпадающие ответы и разбираться в причинах несовпадений, последние, как мы видим, есть.  На изображении - несколько слайдов тестовой активности. Скриншот сделан в анонимном режиме, реальные имена учеников заменены на имена знаменитых математиков.

3. Учимся пользоваться инструментом

Необходимый этап мастерской - обучение учеников инструментам. Конкретно - нужно научиться использовать нструмент:  https://usecubes.com/design и работать в с среде https://teacher.desmos.com/

Пример заготовки со скриншотами в рисунках Google

 

4. Основная часть. Работа в коллективной среде.

Задача: "разбить" с помощью сервиса https://usecubes.com/design предложенную  в заготовке фигуру на несколько частей. Причем для каждого слайда активности нужно сделать "правильный" и несколько "неправильных" вариантов в виде скриншотов, размещенных в общей папке.

Работа в коллективных папках диска Google для учеников нашей школы, - тот навык, которым владеют все 10-классники. 

Поэтому здесь достаточно было иметь подготовленный "фронт работ" в общей папке с рисунками и таблицей - для сведения результатов. Каждый ученик выбрал для себя файл из папки. В результате у многих получилось сделать даже по два.

image-20190609114912-1
 

5. Подготовка материалов учениками и разработка слайда активности

В этой части работы задана необходимая для учеников сложность, свобода творчества и новизна! Сервис 3D - для них новый, работать с ним они учатся в процессе, причем, неплохо справляются...

Разбиение фигуры на части  - произвольное, а сложность варианта для последующего разгадывания задается еще и разными вариантами поворотов частей. Ее и должны задать и оценить сами ученики. В этом вызов!

6. Добавление своего слайда в общую активность

Этот этап мастерской был для нас важен и организационно, и психологически.

Во-первых, мы тестировали новую функцию "collaborate"  в TeacherDesmos: к сегодняшнему дню она пока тестируется разработчиками Desmos и есть не во всех аккаунтах.  С этим мы справились.

Во-вторых, для ребят это важный этап работы над продуктом: еще не завершение (продукт нужно тестировать), но уже близко к этому.

7. Полученный продукт
Вот такой вариант продукта мы получили после 2-ух часов работы. Собери фигуру!
8. Обсуждение. Рефлексия

Необходимый этап - обсуждения самого продукта, полученных слайдов, неточностей, "брака". Ну и проговаривание сложностей в работе, полученного приращения в навыках... И еще нам было важно показать ученикам, что стоит за разработкой не самой сложной по "механике" и "математике" активности в TeacherDesmos. Чтобы ученики увидели работу разработчика, оценили объем вкладываемых в подготовку урока усилий. Для нас такая постановка вопроса актуальна...

9. Что не успели?
По хорошему, продукт нужно тестировать: еще раз проходить и обсуждать "всей фирмой" нашу коллективную активность, чтобы у ребят сложилось полное представление о качестве продукта. Пока это не достигнутая нами вершина.

Благодарности

Спасибо моей коллеге - учителю математики TKVG Ларисе Сулиной за помощь в проведении этой мастерской.

И, конечно, благодарность всем разработчикам, ученикам G1.2 R, которые пришли на эту мастерскую и попробовали себя в новой для себя роли.

Статьи по теме онлайн-инструменты 3D на уроках информатики и математики

Кол-во комментариев: (4)

Екатерина Алексеева
Очень интересная мастерская, учитывающая не только учебные, но и психологические моменты организации занятия с ребятами. Людмила, а у Вас есть возможность сделать после моделирования, например, 3D брелки как "ощутимый" итоговый продукт? И еще - просто как комментарий "диванного аналитика": в Мастерской видеть парты в ряд и экран как "транслятор общего для всех" как-то некомфортно. Идея Фаблаба - когда все свободны в пространстве - более гармонична, наверное, но сложнее организационно (http://archive.novator.team/post/11822)...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Катя, к счастью, сейчас можно ставить самые разные задачи для мастерских. Наша мастерская не была "мейкерской" в смысле получения реального 3D - продукта. Мы создавали учебные материалы. И да, я понимаю, что чисто визуально это, наверное, не выглядит, как коллективный творческий процесс. Но, поверьте, на деле происходила усиленная творческая и интеллектуальная работа. Иногда снаружи все выглядит иначе, чем изнутри. Да, на финальный продукт нужно много часов работы и определенные умения. Мы его (продукт) получили, объединив усилия и умения учеников. Они увидели на деле, как это можно сделать, когда работа организована и распределена.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Людмила, спасибо за то. что подняли важную тему! Действительно, трудно вовлечь учеников так, чтобы они считали продукт своим. Мне кажется, что одной из главных причин есть отсутствие индивидуализации. мы ведь чаще всего на уроке можем предложить один проект, один продукт. Но ведь среди 30-ти учеников может найтись всего 3-4, кому это будет действительно интересно, а у других - другие потребности. Выбор всегда мал, в силу многих причин. И тут Вы правы, правила игры в школе и структура классно-урочной системы не позволяют получать "другое качество". Главная ценность - быстро и правильно решить расчетную задачу, потому как придется сдавать ЕГЭ. А работа над проектом этого не даст. И, к сожалению, разовая мастерская, или две-три за год эту проблему не решат. У нас, кстати, в июне уже никто не занимается. Зазвать, конечно, детей можно, но нужна очень значимая для них цель. Мне удалось это только в рамках акции "После уроков все только начинается", но цикл мастерских мы начали в мае. И еще сложность: несмотря на то, что я стараюсь регулярно превращать урок в мастерскую, мне не хватает самой понимания, как сделать, например, значимой для ребенка тему (например, "Правило Ленца"), как увлечь? Это требует массу времени, фантазии и сил, а их нет....
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Лора, все верно, мне понятно и знакомо все до последнего слова в вашем комментарии. И все-таки, самое важное * про "значимую цель". По-разному, мне кажется, к ней можно подбираться. Через "значимого взрослого" и его опыт - один из известных путей. Через вовлечение "смотрите, как прикольно, могу и вас научить", через совместное "энергетическое" действие - образовательное событие - другой. Наверное, есть и другие. Невозможно и дальше "выравнивать" желания и ожидания учеников, а чаще вообще игнорировать, как это делает урок. Нужно искать, что мы, как мне кажется, и делаем.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии