Если игра кем-то придумана, в нее обычно просто играют. Это может быть увлекательно и даже полезно. Но бывают такие игры, которые интересно еще и наполнять своим собственным содержанием, создавая их оригинальные версии. К таким играм, безусловно, относится конструктор "Полиграф".
Правила этой игры описаны в предыдущем посте Обучение на полиграфе. Когда мы с коллегами моей школы впервые познакомились с ней, она выглядела как набор оригинальных интерактивных упражнений на закрепление и повторение, подходящих, чтобы разнообразить учебную деятельность исключительно на уроках математики.
Каталог полиграфов выглядел именно так. В нем были представлены практически все математические темы, материал которых можно использовать как наполнение в созданном разработчиками "движке". Казалось, что это "мечта учителя математики": ему, вечно занятому, ничего не надо самому разрабатывать к уроку, все уже есть готовое, бери и используй!
Но нет, нам такой путь был не очень интересен...
И мы стали думать, а что, собственно развивает эта игра? В чем ее особенности? И нельзя ли предложить ученикам задачу более высокого уровня - творческую - стать авторами-разработчиками своих собственных полиграфов? Тем более, был удобный конструктор!
С какими полиграфами мы познакомились вначале и что поняли?
Полиграф: Парабола, понимание сути коэффициентов h и k
При анализе готовых каталогов стало понятно, что в хорошем полиграфе, какие бы объекты в нем не использовались, заложены несколько простых принципов.
- Все объекты относятся к одному классу, но имеют отличия.
- Например, все, что на рисунке сверху, - это параболы, по-разному расположенные в системе координат. (Есть и другие полиграфы на тему парабол, этот конкретный - узко заточен под распознавание определенных отличий 16-ти парабол, для нематематика практически неразличимых).
- В хорошем полиграфе может быть "зашито" несколько различительных свойств (признаков) объектов. Пара, как здесь, или больше.
- Успешная стратегия игрока в позиции угадывающего, собственно, в том и заключается, чтобы выделить для себя это свойство (свойства) и попытаться их сформулировать в вопросах партнеру. Чем точнее вопросы, отсекающие больше объектов за один вопрос, тем быстрее заканчивается игра, тем выигрышнее стратегия.
Тогда-то мы и подумали: а нельзя ли все эти принципы перенести на другие классы объектов, не обязательно, связанных с математикой? И еще, что такие полиграфы интереснее создавать самим, а не брать готовые. Особенно ученикам!
Темой полиграфов может стать что угодно: любые феномены и артефакты из окружающего мира. Все, что можно представить и запечатлеть визуально - в виде 16-ти различающихся картинок. Например, погода, явления природы, эмоции людей, животные, растения, здания.... Список бесконечен. Но, помним, в хорошем полиграфе объекты имеют 2-3 (иногда и больше) различительных признака. Кроме того, картинки должны быть выполнены в едином стиле.
Тогда и зародилась идея творческого проекта для учеников 7-8 классов, который был осуществлен в нашей школе дважды: в прошлом и текущем учебном году. Руководитель и разработчик идеи проекта - учитель информатики TKVG Кристина Торопова.
Проект состоял из нескольких этапов, которые, в сокращенном варианте, попытаюсь изложить в этом посте.
Алгоритм создания полиграфа
Инструкция Кристины Тороповой
- Зайти на сайт https://teacher.desmos.com/.
- В левом меню выбрать раздел "Custom".
- В верхней правой части открывшегося окна найдите команду "New Polygraph", нажмите
- В появившемся окне наберите название своего полиграфа
- Появится следующее окно
В этом окне:
- Уберите флажок у надписи "Show axes and grid lines.".
- Справа выбираете в какое окошко будет загружаться Ваша картинка.
- Слева нажимаете на "крестик" и выбираете команду "Image"
- Когда выставите все 16 картинок, то в верхней части окна на синем фоне выберите "Details". В описании к Полиграфу можно добавить поясняющую информацию "для учителя".
- По завершению работы нажмите клавишу "Done"
- Получите ссылку на полиграф и поделитесь ей с другими:
Ссылка на свой полиграф
Парные игры. Понять принципы полиграфа и стратегию игры!
Поскольку полиграф реализован в виде онлайн-игры, важно синхронное пребывание игроков в сети. Сессии проводились не на уроке, ученики договаривались попарно и играли друг с другом из дома. Организационный момент: учитель собрал эти игры в турнирную таблицу. На этом этапе ученики играют в готовые полиграфы, знакомятся с принципами игры и осваивают ее стратегию как игроки.
Темы ученических полиграфов:
На первом этапе это были простые классы объектов, полиграфы задумывались для использования в начальной школе. Темы предлагали сами авторы, они же занимались подбором картинок. Вот примеры тем созданных полиграфов: Одежда, Растения, Овощи, "Сердца", Море, "Цветы","Птицы", Транспорт, "Коты", Машины, "Иконки соц. сетей". Несколько примеров ниже:
Еще несколько полиграфов этого года
Как видим, различительные признаки, которые ученики заложили в каждый из своих полиграфов, выбирались самые разнообразные. От цвета, формы, размеров, расположения визуальных объектов на картинке, до свойств самих отображаемых объектов. Например, в классификации "цветов" кроме первичного различительного признака "по цвету" игрокам придется прибегнуть еще к каким-то, например различению цветов "луговые-садовые".
А в полиграфе "про школу" для играющих будет важен контекст: возможно, что "местный" человек применит другую тактику формулирования вопросов, нежели "чужой". Для игрока, незнакомого с историей школы, ключевыми могут стать жанровые признаки фотографий: портреты, здания, групповые фото и т.д..
Тема полиграфа: национальные узоры
На этом этапе ученикам была предложена единая тема - эстонского национального узора. Дополнительной задачей было научиться работать в графической среде Grid Paint и создавать серии объектов, имеющих какие-то различия (на выбор учеников). Вот так выглядело задание этапа:
- Выберите какой-то национальный узор Эстонии и выполните его в программе Grid Paint.
- Создайте 16 вариаций этого узора для Полиграфа, с учетом всех особенностей работы в этой среде.
- Рисунки для Полиграфа сохраните на своем компьютере и скопируйте их в свою именную папку.
- Создайте свой полиграф.
Несколько примеров ученических продуктов по этой теме:
Полиграф эстонский национальный узор 1
Полиграф эстонский национальный узор 2
Полиграф эстонский национальный узор 3
Полиграф эстонский национальный узор 4
Полиграф эстонский национальный узор 5
Полиграф эстонский национальный узор 6
По созданным учениками продуктам мы видим, что они, работая с версиями узоров, чаще всего закладывают различение объектов по цвету, но практически не используют простых приемов симметричного отражение или поворота одного и того же узора.
Интересны примеры с практически неразличимыми с первого взгляда объектами, имеющими минимальные отличия.
И, наоборот, в третьем полиграфе, объекты различаются сильно (предложен не один общий, а разные узоры). Различительные признаки здесь - свободные. Многое в такой игре будет зависеть от фантазии, эрудиции, общего контекста или ассоциативных возможностей играющих.
В любом случае, ученики, как разработчики полиграфов, должны были мысленно поставить себя на место играющего. Для нас это было важно!
Учитель, ведущий творческий проект, после каждого из этапов (всего их было пять, каждый ученик создал 4 готовых продукта), предлагал ученикам отрефлексировать проделанную работу. Поскольку важно, чтобы ученики формулировали и записывали свои мысли, для этой цели были предложены опросные формы, собирающие все ответы в одном месте.
Опросная форма (вопросы Кристины Тороповой)
Понимание про полиграфы - цифровые объекты особого типа...
Завершала проект защита готовых продуктов, которая, частично, пришла в формате "парных игр" на компьютерах. Участники защиты, а это всегда целая группа учителей и ребят, могли сами испытать предложенные полиграфы в деле.
Непосвященному и невключенному в деятельность стороннему наблюдателю идея создания учениками полиграфов может показаться простой, даже примитивной. С таким мнением пришлось столкнуться. "Подумаешь, набор картинок!", - услышали мы однажды реплику учителей, прослушавших наше тематическое сообщение на межшкольной конференции.
Самое печальное, что объяснить словами "суть" полиграфа другому, не схватившего ее сразу, практически невозможно! Для того, чтобы понять ее, учителю самому нужно:
- Хоть раз сыграть несколько партий в полиграф с разными напарниками.
- Организовать такую активность в классе со своими учениками и попытаться проанализировать их ответы.
- А, самое главное, попытаться создать из 16 объектов-картинок свой собственный полиграф. Но не просто механически, чтобы освоить инструмент, а закладывая свои основания для различения этих объектов. И предложить потом готовый продукт-игру, самому став игроком или организатором виртуальной сессии.
Говорить с сомневающимися я бы теперь стала только после такой пробы! :)
Мы с коллегами полагаем, что подобная творческая деятельность по разработке полиграфов на разные темы развивает у учеников логические умения:
- классифицировать объекты по самым разным основаниям,
- подбирать готовые или создавать свои визуальные примеры для объектов одного класса,
- выделять признаки сходства и различия и закладывать их в свои продукты,
- а также придумывать "неявные" признаки для различения объектов...
Это кроме общих умений - наблюдать, создавать свой продукт по образцу, затем создавать принципиально новый продукт. И, наработав определенный опыт, рефлексировать его.
P.S. При создании этой публикации использованы материалы проектных сайтов учителя информатики TKVG Кристины Тороповой (с разрешения автора). В качестве примеров готовых полиграфов приведены работы учеников 7-8-ых классов TKVG.
Cтатья по теме
Видео-инструкции на РУССКОМ посвященные активности типа ПОЛИГРАФ
Ссылки по организации смешанного обучения в предметной области математики
- STEM - STEAM - STREAM на смену предметам и предметникам...
- Может ли школьная математика стать STEM-образующим предметом?
- "Черный ящик" среды цифрового обучения
- Стрельба по мишени, или Цифровые инструменты организации мышления на уроке математики
- Новая стратегия преподавания школьной математики: "умная бумага"
- STEAM-математика: Почему так важны какие-то ползунки?
- Мондриан как артефакт
- Мини-исследование в классе: есть ли у вас чувство времени?
- Статистика на карманах
- Учителям математики нужен новый подход
- Ремикс-проект начинается с рамы
- Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
- Математическая задача как вызов. Уроки в Desmos
- Инструкция: как создать "объект в зеркале" в среде Desmos
-
Редактор активностей в TeacherDesmos: графический калькулятор graph