Публикации сообщества

Елена Годунова • 25 февраля 2019

IУчитель. Надежда Дмитриева. Ультрамариновый педагог из детской мастерской

Мейкерство - это серьезно, научно, полезно, красиво, романтично и практично! Такое видение современного тренда нам предлагает Надежда Владиславовна Дмитриева из г. Соликамска Пермского края в разговоре о своем проекте «Детская производственная мастерская. От идеи к воплощению!"

Надежда Владиславовна, ваш главный тезис, если я его правильно поняла, в том, что прикладная деятельность способствует формированию личности будущего, которая умеет проектировать путь от возникновения идеи до ее воплощения.То есть личность проделывает мейкерский путь, чтобы создать нечто ей нужное и при этом “отрабатывает” те самые soft skills, о которых так много говорят?

Да, совершенно верно. В современном мире все меняется и развивается с такой скоростью, что невольно задумываешься, а чему мы учим детей? Может через несколько лет это уже будет совсем не актуально. По мнению Агентства стратегических инициатив, к 2030 году исчезнут 57 специальностей - их заменят роботы.Но что тогда останется за человеком? Чем никогда не смогут обладать машины? Это, конечно, креативность, нестандартное мышление, способность распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей. Именно о формировании этих надпрофессиональных навыках идет речь в проекте.

Кроме того, создание какого-либо “продукта” всегда подразумевает прохождение технологического процесса. Задумать, понять как выполнить задуманное, отобрать необходимые ”инструменты воплощения” - это естественный и закономерный процесс. Без него не обойтись.Это как сварить кашу: придумать какую кашу я хочу, найти рецепт, ингредиенты и сварить ее. Можно долго говорить о том как поставить цель, спланировать свою деятельность по достижению этой цели, а можно один раз “сварить кашу”. Сначала это будет что-то простое, где решаются собственные потребности (какую “кашу” я хочу), потом проектные процессы совершенствуются: какую кашу хотят окружающие - чтобы ее съели без остатка (при этом развиваем эмоциональный интеллект) или как сварить “кашу из топора” (попутно развиваем нестандартное мышление), или как “сварить кашу” в команде и оптимизировать процесс приготовления(совершенствуем навыки работы в команде).

Просматривая “Атлас новых профессий”, обратила внимание на то, что очень многие профессии будущего подразумевают наличие таких компетенций, как управление проектами, клиентоориентированность, работа с людьми. Многим профессиям требуются навыки художественного творчества. Считаю, что мейкерство естественно и органично  “формирует” эти навыки.

Если посмотреть на направления ваших мастерских, то кратко о них можно сказать: Красота своими руками! Все ли школьники отзываются на ваш такой посыл - сделать жизнь вокруг прекрасней? Вложиться своим трудом, чтобы было другим приятно? В нынешний век, когда  можно купить все в магазине?

Я бы сказала не просто Красота, а авторская Красота, уникальная, какой нет у других. И, самое главное, функциональная. Просто красивая поделка, которая будет стоять на полочке и ждать своего “часа”: когда мама во время уборки “незаметно” выкинет, надеясь, что ребенок забыл про нее, мало мотивирует. А вот если созданное своими руками можно носить, сделать частью интерьера, использовать  в повседневной жизни, то тут уже совсем другой посыл. Тут уже приобщение к “настоящему делу”, осознания “собственной полезности”.

1Самый первый проект, который мы предлагаем новичкам - это дизайн футболки. Казалось бы, вот они еще ничего не умеют, но уже будут обладателями футболки с авторским дизайном. Разрабатываем эскизы, выполняем в материале, и…..отдаем в типографию. С какой гордостью они носят футболки! Некоторые родители заказывают себе футболки с рисунками своих детей. Более старшие и опытные дети, которые приобрели в Мастерской определенный навык, уже занимаются росписью одежды и обуви  вручную.

“Вложиться своим трудом, чтобы было другим приятно?” Да, дети хотят доставлять приятное окружающим. Особенно если это их близкие. Например, совсем недавно, после мастер-класса по росписи посуды витражными красками, приходит ребенок с набором баночек для специй и говорит, что мама попросила его расписать их. Мама попросила! Баночки, которыми будут пользоваться домочадцы! Стоит ли говорить с каким  энтузиазмом он принялся за дело. Ну а для меня - это отличный повод обратить внимание ребенка на то, что его задача - не просто расписать, а учесть предпочтения заказчика (мы выясняли, что нравится маме), функциональную сторону (что нужно: чтобы баночки всегда были под рукой и “бросались в глаза”, или наоборот, “скрывались” в интерьере). И моя задача - сделать так, чтобы у маленького Мастера все получилось (подобрать уровень сложности росписи, технику исполнения, исходя из навыков ребенка) и он был воодушевлен на дальнейшую работу. Убеждена, что ”чувствовать себя полезным” важно любому человеку независимо от возраста.

У вас есть примеры сотрудничества школы  с реальными производителями, когда вы создаете по заказу тематические раскраски расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.Как возникла идея, насколько трудно было достучаться до предприятий, чем вы их заинтересовали? 

История нашего сотрудничества с “реальными заказчиками” началась с “Исторической азбуки в картинках”. Мы участвовали в конкурсе социальных проектов, организуемый администрацией города. И выиграли его) Получили грант. Так появилась на свет наша первая книжка. Маленькие дети и реальная книжка, отпечатанная в типографии, подаренная всем первоклассникам города. Сначала это звучало как фантастика. Теперь для нас это реальность. После того, как этот проект воплотился в жизнь - нас стали знать в городе, нам стали доверять. И уже без нашего непосредственного участия появился сборник “Соликамск в задачах”, иллюстрированный рисунками из “Азбуки”.  Так детское творчество продолжило свою жизнь. Знаете, как классические персонажи Диснея, кочуют из “своих” мультфильмов в другие.

А раскраска “Как рождается бумага” - это еще один выигранный грант, но уже от АО 2“Соликамскбумпром” - нашего градообразующего предприятия. Имея такую “издательскую историю”, к нам уже обращаются предприятия сами. Например, в данный момент ведется работа над раскраской “Азбука рабочих профессий” для АО “Транспорт”. Сотрудники сами обратились к нам и оказывали активную помощь: организовали для участников проекта серию экскурсий на предприятие, чтобы ребята “вживую” познакомились с железнодорожниками, диспетчерами, машинистами паровозов и другими рабочими специальностями. Мне кажется то, что предприятия активно занимаются социальной сферой и живо откликаются на подобного рода проекты, это особенность провинции.

А вообще как устроены ваши детские производственные мастерские? Вы одна в них кудесница или есть коллектив, в котором каждый отвечает за свое направление?

В 2013 году в гимназии “родилась” художественная школа-студия “Ультрамарин”. На базе студии в свою очередь “создалась” Мастерская. Сначала в ней проводились отдельные мастер-классы, теперь - ведётся системная деятельность по организации проектной работы обучающихся. Мастерская представляет собой своеобразную модель дизайнерского агентства, в котором проводятся «планерки», мозговые штурмы, тренинги по развитию «креативности» и, конечно, разрабатываются и реализуются проекты, создаются художественные продукты. Каждый ребенок может примерить на себя различную роль: участника коллективного проекта, куратора проекта или разработчика авторского продукта.

3В Мастерской работают “ультрамариновые” педагоги. Кроме этого, мы приглашаем специалистов для проведения отдельных мастер-классов.  В штате гимназии работают педагоги, профессиональным мастерством которых мы также активно пользуемся. Например, учитель технологии мальчиков - профессиональный дизайнер, владелец собственной дизайнерской фирмы. Разумеется, мы не смогли упустить такого прекрасного случая, и Сергей Эдуардович - частый гость Мастерской. Конечно, каждый Мастер занимается своим направлением, исходя из своих предпочтений и профессиональных умений. Но в тоже время, Мастерская - это единое творческое пространство, некая коворкинг-площадка, где все вместе, рядом воплощают свои мечты.

В свой практической работе вы используете теоретические основы дизайна, включая в предпроектную подготовку, опросы, анкетирование, исследования, что учит ваших учеников осмысленному творчеству. Вы освоили этот подход в процессе практики или еще обучаясь в ВУЗе?

Скорее в процессе педагогической деятельности. Дело в том, что по образованию я художник-живописец. В ВУЗе меня научили писать “картины маслом”). А вот свою педагогическую деятельность я начала в художественном училище, выращивая будущих живописцев и дизайнеров. 15 лет работая “плечо к плечу” с коллегами - профессиональными дизайнерами, училась у них работать над дизайн-проектами, осуществлять предпроектную подготовку,  учитывать запросы заказчика. Этому мы учим и наших детей. Не “работать в стол”, а стремиться к СОЗИДАНИЮ. Меня радует, когда мои ребята при планировании проекта всегда задают вопрос “а кому это будет интересно и нужно?”.

Заполняя разделы заявки, вы привели конкретные тесты, с помощью которых вы планируете измерять результативность вашего проекта. Это довольно редко встречалось у конкурсантов, особенно у педагогов дополнительного образования, что также характеризует Вас как вдумчивого учителя. Где источники вашего научного подхода к педагогической деятельности? 

И с вашего разрешения я приведу упомянутые вами тесты: «Диагностика творческого мышления» (автор Е. Туник), «Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта» (автор М.А. Нгуен), тесты по оцениванию коммуникативных навыков.

Как человек-практик, человек-создающий (занимаюсь живописью, участвую в выставках) привыкла видеть результат своего труда.  Конкретный, измеримый. Конечно, детские образовательные продукты - это результат. Но в какой-то момент захотелось большего. Что я могу дать детям, чтобы это пригодилось им на всю жизнь. Как в той пословице "Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить." Образовательный продукт - это своего рода “рыба”, а вот способность нестандартно мыслить, понимать чувства окружающих, уметь работать в команде, договариваться - это уже “умение рыбачить”. Но чтобы понять, что эти способности действительно развиваются, нужны конкретные инструменты для замеров. И как оказалось, и “креативность”, и “эмоциональный интеллект” можно измерить, а значит и проследить динамику. Так среди моих ”прикладных инструментов - кистей, мастихинов, резцов”, появились “инструменты диагностические” - тесты Елены Туник и Минь Ань Нгуен.

Для оценивания коммуникативных навыков я прибегаю к помощи психолога, работающего в нашем гимназическом штате. У нее в профессиональной копилке уже есть конкретные методики. Например, последние диагностики, которые она проводила, были направлены "на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Она использовала следующие методики: 1. Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман), Методика «Ковёр» (Овчарова Р.), Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А)" ( из аналитической справки психолога И.И.Елизаровой).
Это были входные замеры для группы детей 2 класса, которые пришли в Мастерскую в этом году. Практически весь коллектив этих детей стабильно посещает занятия, и мы планируем в конце учебного года повторить эти тесты, чтобы проследить динамику.

Ваши мастер-классы являются импульсом для детско-родительского взаимодействия, расскажите, пожалуйста, какие в этом процессе вы видите положительные стороны и возникают ли риски, если да, то как вы с ними справляетесь?

Откровенно говоря, только положительные стороны и вижу в таком формате мастер-классов. У меня до сих пор вызывают живой отклик воспоминания из детства, когда мы всей семьей садились “лепить пельмени”. Взрослые и дети - все вместе, за душевными неспешными разговорами, которые создавали определенную незабываемую атмосферу. К сожалению, сейчас родители и дети все меньше проводят времени за “общими делами”.

А между тем, совместное творчество детей и родителей открывает новые возможности 4для сближения вокруг интересов и потребностей самой семьи, вызывает массу положительных эмоций и создаёт в семье особо теплую атмосферу, а также приучает ребенка сотрудничать. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. Оно восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, снижает давление авторитета родителей, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость. На данный момент не вижу рисков, такой формат мастер-классов пользуется популярностью среди детей и родителей. Сами родители с удовольствием посещают Мастерскую. Как они сами говорят - они приходят не научиться чему-либо, а отдохнуть душой.

Насколько вам, человеку художественно-творческому, было по душе соответствовать требованиям конкурса iУчитель или дизайнер умеет все делать технологически выверено, достигая при этом победы? Расскажите о своих ощущения от участия в конкурсе: что понравилось, что, на ваш взгляд, требует доработки?

У любого конкурса есть свои требования. Это закономерно. Более того, требования - это своего рода помощник. Как пишет  Артемий Лебедев: “Без ограничений не бывает творчества. Самые лучшие образцы дизайна появлялись в результате самых жестких требований”. Предложите человеку написать все, что хочешь, но обязательно, чтобы это было самым лучшим, и, скорее всего, он войдет в ступор.)) Требования конкурса  iУчитель я рассматривала как некий путеводитель,”техническое задание”.

Особую благодарность я хотела бы выразить Вам, Елена Александровна, за “чек-лист”. Он помог мне при заполнении заявки. Также помогли видео-ролики, опубликованные на портале Новатор, в частности, “Как снять видео-ролик”. С конкурсом я познакомилась в прошлом году, но не участвовала в нем. Так как он был предназначен для учителей, практикующие цифровые технологии. Конечно, как человек, живущий в информатизированном обществе, я использую в своей педагогической практике цифровые инструменты, образовательные интернет-порталы и др., но, на мой взгляд, мой опыт в этом направлении был не достоин конкурса.

Когда в этом году я прочитала Положение, то поняла, что “наши интересы пересеклись”. Очень радует, что теперь в формате Конкурса можно  увидеть и другие инновации, “педагогические фишки”. Радует и наличие номинаций, которые, на мой взгляд, только обогащают и раскрывают новые грани конкурса iУчитель. Мне будет очень интересно познакомиться с коллегами, и не только мейкерами, но и других номинаций. Потому что никогда не знаешь ЧТО или КТО послужит импульсом новых проектов.

Как будто специально  для вас ваша коллега по стажировке Светлана Любавина сделала обзор финского дизайна, я в комментарии к этому посту предлагаю маршрут по Хельсинки именно по дизайнерским точкам. Вам была бы интересно такая экскурсия? А что еще вы уже запланировали к просмотру, знакомству, изучению? Екатерина Додонова читает книгу о финском образовании и делится своими впечатлениями о прочитанном.Есть у вас собственный рецепт подготовки к стажировке в Финляндии?

Да, я внимательно слежу за публикациями на портале "Новатор" и благодарна коллегам за подобные обзоры. Уже с интересом посмотрела ссылку на экскурсионный маршрут. Мне бы хотелось посетить Музей дизайна, да и в Музей архитектуры заглянуть) С удовольствием приму участие в квесте, который разрабатывают коллеги. Мне кажется, благодаря квесту мы сможем увидеть “самое настоящее”, “самое финское”. “самое самобытное”. Кроме достопримечательностей, “туристических точек”, мне интересны люди: типажи, характеры, почему их называют “самыми счастливыми людьми”. Также, на последнем вебинаре Борис Ярмахов обмолвился, что мы посетим студию финского художника. Жду встречи. Мне кажется, чтобы понять “финский феномен образования”, нужно познакомиться с их менталитетом, стилем жизни. Поэтому я читаю обзоры о стране, людях, традициях.

Надежда Владиславовна, благодарю за интересный и полезный разговор! Желаю успешной стажировки, и мы ждем вас в клубе iУчитель на портале “Новатор” для знакомства с коллегами и собственной самопрезентации.

Спасибо, Елена Александровна за интересные вопросы, которые позволили еще раз осмыслить то, чем я занимаюсь.

_______________________

Уважаемые коллеги! Мы по-прежнему готовы обсудить с вами предлагаемый взгляд на обучение, поэтому ждем вопросы и комментарии от пользователей портала!

Кол-во комментариев: (7)

Валентина Артимовская
Очень порадовала идея делать применимые в быту вещи. Спасибо за интересное интервью! Интересно познакомиться с Надеждой лично.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Екатерина Алексеева
    Надежда Владиславовна, Елена Александровна! Спасибо за интервью. Надежда, очень хотелось бы видеть Вас в мейкер-клубе Новатора https://novator.team/maker-club. Это проект на старте. Принимаются креатив, позитив и конструктив:). У Вас такие чУдные часы! М.б. оформите инструкцию - как их сделать https://novator.team/post/664, а коллеги добавят - например, чтобы в какой-то момент срабатывал звуковой или световой сигнал... Это может стать общим проектом, постепенно аранжирующимся. Вообще, хочется созидания, командности, общности. Ведь феодальная раздробленность ни к чему хорошему не приводила:)....
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Годунова
    Еще раз выражаю признательность вам, Надежда Владиславовна, за четкость измерителей, на базе которых выстраивается ваша пед.деятельность и отслеживается эффективность. И приведу ссылку на сайт моего земляка Евгения Синицына, который научился измерять даже гениальность!http://www.s-genius.ru/vse_knigi/taina_tvorchestva_teoria.htm Это иллюстрация к тезису о том, что можно измерить все что угодно, даже в педагогике
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии