Откуда взялась эта история
Где раздобыть интересную задачу и как ее трансформировать под учебную, в рамках какого-то предмета? Например, найти под ногами или в коробке с игрушками. Об этом я опубликовала когда-то посты на Галактике и в своем блоге. И вот - опять долгоиграющее действо, с историей, географией и семейными отношениями.
Много лет назад в доме свекрови я увидела необычайной красоты вышивку на «парадных» наволочках и полотенцах. Секретом вышивки со свекровью поделилась ее мать, и так вышивали многие. Поиски в интернете материалов с историей и образцами ни к чему не привели — ничего похожего запросы ни по «брянской» вышивке, ни по украинской, белоруской и смоленской не выдавали. Шли годы, ответов все не было, вышивка, к сожалению, утрачена. И вот в прошлом году, совершенно случайно увидела в сети картинку и обомлела: оно! Только... Ничего даже рядом с захудалым селом на брянщине география этой вышивки не имела.
Флорентийская вышивка, или барджелло (а еще «венгерская вышивка», реже - «ирландский стежок») - древний способ украшения изделий. Есть предание, что венгерская принцесса, отданная замуж во Флоренцию, привезла с собой в качестве приданого множество вещей с удивительно красивой вышивкой, напоминающей языки пламени. Вышивка сразу стала популярной среди флорентийской знати. По одним сведениям, вышивка стала известной в 10 веке, по другим — в 13, но все равно это очень далеко от наших дней.
Почему барджелло?
Вышивка действительно красива, и на первый взгляд кажется сложной. Сложность линии, буйство ярких красок, замощение всей поверхности стежками, сложные крупные изделия, изящные аксессуары, - все это при первом взгляде ошеломляет и кажется недостижимым. Но при ближайшем рассмотрении вдруг выясняется, что основа — простой прямой стежок, внимание + аккуратность и простой математический расчет.
Вот именно «математичность» и алгоритмичность этой вышивки привлекла мое внимание; захотелось показать ученикам и поработать с ними над узорами из далекой страны и давних лет. Реально мы пока не вышивали, это нам предстоит весной, а вот схемы анализировали и строили, предварительно рассмотрев несколько образцов, проанализировав и выбрав для моделирования один из них.
|
|
|
Шестиклассники мои который год подряд встречаются со "странными" словами. Тут и пендибули с зигугу, и изонить, и темари. А теперь вот - барджелло. Посмотрели изображения, тут и "Ах!", и "Ого!", и "Ничего себе!", и "Обалдеть!", и даже "Это невозможно!". не технология, а урок русского, тема "междометия".
Просмотрев около десятка изображений, остановились на том, где отчетливо видны стежки, и где линии не пестрят разнообразием конфигураций; изображение с сайта «Ярмарка мастеров» (https://www.livemaster.ru/item/18452489-dlya-doma-i-interera-podushka-s-vyshivkoj-bardzhello).
Как это все происходило
Технически: так как у меня нет интерактивной доски, изображение выводилось на белую маркерную доску и элементы прорисовывались на доске маркером по проецируемому изображению. Изображения для анализа надо было выбрать в прямой проекции, снятой фронтально.
При анализе изображений ставились задачи:
- определить повторяющийся элемент (раппорт), его границы,
- понять, как строится раппорт, из каких элементарных единиц,
- понять, как изменяются элементарные единицы узора при переходе от предыдущей к последующей,
- понять, как упростить построение раппорта (если возможно) для получения более аккуратного и быстрого результата,
- попробовать записать схему узора математически, как можно более просто, коротко и понятно,
- придумать, как можно клонировать повторяющиеся элементы и задать им изменения,
- как можно изменить схему, чтобы сделать вышивку другой,
- насколько важен подбор цветов,
- какими инструментами выполнить схему.
Анализ изображения
1) Выявляем раппорт. У данного изображения очевидны два варианта (обозначены синим и зеленым). В действительности, вариантов намного больше, целесообразно учащимся предложить подумать, «откуда стартовать» повторениям. Хорошо, если найдут, скажем, вариант, отмеченный красным.
2) При большом увеличении разглядываем изделие, определяем тип стежка — прямой.
3) Замечаем, что вся «красивость» достигается повторами одинаковых стежков и сдвигами этих стежков на одно и то же расстояние (в данном узоре)
4) Внимательно разглядывая узор, замечаем, что в нем есть элементы, как будто отражающиеся друг в друге (вспоминаем мини-проекты по орнаментам, функцию в ГР PAINT Повернуть — отразить по горизонтали). Говорим об Отражении по горизонтали, вводим понятие Симметрия. Приходим к выводу, что достаточно изобразить только одну половину раппорта, вторая получается отражением по горизонтали, симметрией.
|
|
5) Придумываем запись. Будем указывать количество стежков и направление движения. Договариваемся, что в нашем узоре все стежки будут по 4 единицы длиной, а сдвиги по 2 единицы длиной. Тогда эти числа (4 и 2) можно не указывать на схеме, но записать в начале.
Для нашего узора, если взять за образец правое изображение, схема ( с учетом симметричности) будет такой:
(здесь приношу извинения, будет картинка, мы использовали в записи стрелки вниз и вверх, а в редакторе Новатора их не поставить)
6) Замечаем, что конфигурация каждого ряда — одна и та же, ряды отличаются только цветом. Значит, достаточно построить только один ряд, затем клонировать и смещать вниз.
7) Приходим к выводу, что изменяя длину базовых стежков, изменяя длину сдвигов, можно получить другие узоры на основе этого.
8) Очевидно, что цвета могут быть любыми, но приятными глазу, гармонично сочетающимися. Желательно - «чистыми». Если речь идет об интерьерном изделии или аксессуаре, цвета должны гармонировать с остальной обстановкой или одеждой. Тут же обсуждаем, можно ли обойтись минимальным набором цветов или «растяжкой» в рамках одной гаммы.
Практическая часть
Непосредственно практическая часть начинается с показа, при этом обращаем внимание на точность изображения. В «настоящей» вышивке стежки разной длины и на разном расстоянии дадут в результате неаккуратный, некрасивый узор. При работе в графическом редакторе неудачное действие можно отменить. Маленькая хитрость: если схема строится сверху вниз, можно допустить неровность стежков внизу, но «верхушки» должны быть ровными. Наоборот: если узор строится вверх, ровным должен быть нижний край.
По ссылкам ниже можно посмотреть видеоурок в двух частях, моделирование образца вышивки в ГР PAINT. Программа записи скринкастов позволяет записать ролик длиной в 5 минут, поэтому две части.
часть первая: https://www.screencast.com/t/1Y92vecLqd
часть вторая: https://www.screencast.com/t/hMktNy1b
Что в итоге получилось
Из-за недостатка времени (откладывать завершение задания на следующий урок не хотелось) решили обойтись без зубцов в одной группе, а в двух других взяли в работу другие узоры.
|
|
|
|
|
|
И что дальше?
А дальше они ходят, и ходят, и спрашивают, и спрашивают: "А когда будем по-настоящему вышивать?". Пусть "зреют", будем. Мы уже придумали, что это могут быть пеналы, очешники, кошельки, ключницы и закладки. И будем мы, как настоящие средневековые флорентийцы.