Публикации сообщества

Максим Дзнеладзе • 14 июля 2020

Компьютерные игры: взгляд уже не школьника, но пока еще не родителя Часть II

Здравствуйте. В комментариях под первой частью статьи началось активное обсуждение: студенты, учителя, преподаватели рассказывали о своем геймерском опыте и делились интересными историями, связанными с компьютерными играми. У многих “за плечами” геймерское прошлое, у кого-то - настоящее. Мне было очень приятно, что многих заинтересовал вопрос о пользе и вреде компьютерных игр. Некоторые комментаторы отметили компьютерные игры как современную составляющую социализации человека. И тут я задумался: действительно ли компьютерные игры могут помочь социализации ребенка, или же они наоборот тормозят этот процесс, отрывая юного геймера от реального мира? В этой части статьи я попробую, с одной стороны, разобраться в этом вопросе, опираясь на свой личный опыт, с другой - рассказать тем, у кого нет геймерского опыта, во что играют дети (а, значит, и понять их).

В первой части статьи я рассказал о своем начале “геймерского” пути, завершив повествование на 2010 году и игре Call of Duty: World at War. 

2010 год стал для меня, как для геймера, знаковым: я открыл для себя мир онлайн-игр. 

Мое знакомство с этим миром началось со случайности: как-то раз, я зашел к своему другу в гости и заметил, что он играет в довольно необычную игру. Большое удивление у меня вызвал геймплей: мой друг летал по небу на необычном аппарате, похожим на что-то среднее между дирижаблем и пиратским кораблем XVI-XVII века. 

 

Корабль "Поршень"

 

Еще больше я удивился, когда увидел, что мой друг в процессе игры общается с другими “капитанами” в игровом чате.

 

Игровой чат

 

Мой друг пояснил, что это онлайн-игра “Sky2Fly” и предложил мне вместе поиграть в нее, когда я буду у себя дома. В то время у меня уже был подключен Интернет и, пройдя несложную регистрацию, я погрузился в эту игру. 

Она вмиг покорила меня: захватывающие приключения в постапокалиптическом мире, где острова земли “висят” в облаках, увлекательные квесты, жуткие монстры, интересные истории и, конечно же, внутриигровое общение между капитанами кораблей.

 

Один из городов - “Периферия”

 

"Периферия"

 

Один из самых быстроходных кораблей - “Вихрь”

 

"Вихрь"

 

Страшный монстр - “мусорог”

"Мусорог"

 

Отдельное внимание стоит уделить общению игроков в Sky2Fly. Многие игроки (как и я сам) объединялись в кланы, чтобы совместно проходить квесты, грабить корабли других игроков (или наоборот, охотиться за пиратами), вести войну за территории с другими кланами. Набравшись опыта, я вступил в пиратский клан “Pirates of dark water” (позже - “Pirates of dark sky”). 

Клан

Внутри клана я общался в чате (наушников и микрофона тогда у меня еще не было), ходил на квесты со своим кланом, участвовал в турнирах, нападал на другие кланы и грабил корабли противника. Несколько раз клан распадался, был переименован в “Pirates of dark sky”, а я “дослужился” до зам. командира клана.  Это был мой первый опыт организации командной работы. Более того, на посту зам. командира клана, я общался с командирами других кланов: выстраивал дипломатические отношения или объявлял войну. Вот такой забавный “политический” опыт я получил в 12 лет, играя в Sky2Fly2.

 

Турнир

 

Мне нравился пиратский стиль клана: “Бери все и не отдавай ничего”. Возможно, это был юношеский максимализм.

Флот клана “Pirates of dark sky”

Флот

Перед клановыми войнами мы коллективно обсуждали стратегии, различные маневры, придумывали тактики.

В игре, кроме боевой составляющей, была хорошо проработана экономика - у каждого клана был свой клан-склад, игроки могли наполнять его или брать что-то необходимое. В игре активно велась торговля: как между кланами, так и между игроками. Каждый игрок хотел получить какую-то выгоду: оружие меняли на золото, специальный газ для кораблей меняли на различные детали и т. д.

Торговый чат

 

Игроки торговались, брали залог, нанимали других игроков для выполнения различных миссий. Именно так, в 12 лет, я познакомился с основами экономики, получил опыт выстраивания стратегии, принятия тактических решений.

Хотелось бы отметить живое общение игроков на форуме игры: фанатские рассказы (и даже целые книги по игре), публикации о реальных кораблях и пиратах, “гайды” (обучающие посты) по игре и т. д. Администрация проекта, в свою очередь, поощряла интерес игроков к игре: довольно часто проводились конкурсы на лучший рассказ, стихотворение, песню об игре Sky2Fly. Один из фанатских рассказов по игре - “Бортовой журнал”, например, повествует о жизни капитана корабля “Калипсо” по имени Арогаст. 

 

Форум

 

До 2013 года я очень часто играл в Sky2Fly. Со временем мои друзья из реальной жизни и клана “уходили” в другие игры, все было освоено и проверено, стало скучно. На этом и завершилась моя история в Sky2Fly. 

Еще играя в Sky2Fly, в 2011 году, мне захотелось попробовать поиграть в какой-нибудь онлайн-шутер. Об этом в следующий раз...

Вот так я и вошел в мир онлайн-игр, в некоторые из которых я играю и по сей день. 

Онлайн-игры сейчас - это целая индустрия, в них играют миллионы игроков совершенно разных возрастов. Геймеры знакомятся, кооперируются между собой, общаются, ссорятся “в онлайне”. Все это - проекция реальных человеческих отношений в виртуальном мире. Однажды, в Sky2Fly, у моего знакомого “украли” мощную ракетницу. “Вор” втерся в доверие и забрал ее, под предлогом, что ему срочно нужно оружие. Ракетницу он так и не вернул. Я думаю, мой знакомый, после этого случая, стал более осторожен. Все как в реальной жизни. 

 

Ракетница

Социализация - это долгий и важный процесс. Человек приспосабливается к обществу, принимает его нравственные нормы и законы. Может ли ребенок социализироваться, играя в онлайн-игры? Я считаю, что да. Но не стоит забывать и о “подводных камнях”: чрезмерное увлечение онлайн-играми может сильно отвлечь от реального мира, общение в онлайн-мире далеко не всегда благоприятное (союзники и соперники могут оскорблять друг друга), а некоторые игровые ситуации (как, например, ситуация с “онлайн-вором”, описанная выше) могут сильно расстроить ребенка. С другой стороны, может быть будет лучше, если ребенок пройдет через подобные ситуации именно в онлайн-среде, где его жизни, здоровью, благосостоянию ничего не угрожает? А как считаете вы? Пишите комментарии, будет очень интересно обсудить эти вопросы. 

 

Кол-во комментариев: (10)

Михаил Семионенков
Максим, спасибо за открытие неведомых мне пластов. Не только интересно, но, как дедушке подрастающих внуков, и полезно. Вообще я давно обратил внимание, что виртуальный мир становиться частью реала, частью общения и полем изучения других людей, выстраивания отношений. Давно общаюсь на одном форуме. Сначала воспринимал это больше как баловство, развлечение, потом осознал, что интернет помогает формировать сообщества, которые в реале просто не могут возникнуть: люди, живущие в разных странах, разных возрастов, взглядов "прилипают" к сообществу. Не совсем по теме, но, в более широком смысле, о ней.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Михаил, спасибо! Действительно, в XXI веке Интернет наполнился “живым” общением: люди знакомятся в онлайн-играх, обсуждают самые разные темы на форумах (как посадить картошку, например), планируют фан-встречи. И, я думаю, это прекрасно.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Пхидо
    Максим, вопрос на засыпку) А не хотелось ли материализовать что-нибудь из игрового мира в мире реальном?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Максим, спасибо за вопрос. Не думал, но мне интересна тема “косплеев” (когда живые люди создают костюмы игровых персонажей и наряжаются в них).
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Пхидо
    Максим, я аж слюну сглотнул, когда представил, что хотя бы один из артефактов из картинок в вашей статье стоит вживую на моем рабочем столе) И открою вам страшную тайну. Перед карантином 80% времени наших кружковских занятий уходило как раз на подобного рода косплей, ну, только в детском естественно исполнении)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Шарикова
    Максим, спасибо за проведенный анализ компьютерных игр с точки зрения их влияния на социализацию ребенка. На самом деле, все хорошо в свое время. Если ребенок, подросток, хочет купить и поиграть в игру, оптимальную для его возраста - флаг в руки. И очень здорово, если в этот процесс будут вовлечены родители с таким же неподдельным интересом. Играть, разбирать, искать и комментировать ВМЕСТЕ не так уж и сложно и очень важно особенно сегодня, когда возрастное ограничение на диске не является по сути никакой преградой...Знаю несколько ребят, которые в 5 классе по 2 раза прошли игру Detroit: Becam Human. Да, вопрос об играх на приставках, но смысл один и тот же. Они играли, вероятно, одни и только после совместного обсуждения (так уж вышло, что со мной:)) они задумались над тем, где находится Детроит, о его истории, приемах создания персонажей при помощи компьютерной графики и т. п.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Елена, спасибо! Да, из современных игр можно извлечь массу информации. Главное - найти "свою" игру, в которой человек не только получит удовольствие от процесса, но и откроет для себя что-то новое и найдет новых друзей.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Зотова
    Онлайн-игры могут подтолкнуть на разного рода творчество, что может помочь ребенку найти себя, то, чем он хотел бы заниматься. Как уже отмечалось в комментариях, это может быть увлечение косплеем (а самостоятельное создание костюмов, деталей можно рассматривать и как возможность дополнительного дохода в дальнейшем), а может быть и увлечение написанием мини-сказок, например, ведь игры построены на основе фантастических миров, где много интересных персонажей. И также соглашусь с мнением, что важно, чтобы кто-то был рядом. Не обязательно взрослый, это может быть просто человек, друг, разделяющий твои интересы. Онлайн-игры могут и объединять, укреплять отношения между людьми, взаимопонимание. В школе я тоже немного увлекалась играми, например, "Perfect World": мы с парой моих друзей собирались в ней вместе, ходили в подземелья, изучали мир игры, и следствием стало создание нескольких небольших историй с нашими персонажами. Было замечательное время :) Да, существует проблема, что постоянные обновления, новые интересные квесты, желание прокачать персонажа лучше может затянуть в мир игры, оторвав от реальности. Но над самоконтролем можно работать.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Максим Дзнеладзе
    Елена, спасибо! Да, онлайн-игры действительно затягивают. Существует интересный фильм на эту тему - "Первому игроку приготовиться". Кто знает, может быть это - наше ближайшее будущее. А пока, онлайн-миры являются приятным дополнением к нашей реальной жизни.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии