Здравствуйте. В комментариях под первой частью статьи началось активное обсуждение: студенты, учителя, преподаватели рассказывали о своем геймерском опыте и делились интересными историями, связанными с компьютерными играми. У многих “за плечами” геймерское прошлое, у кого-то - настоящее. Мне было очень приятно, что многих заинтересовал вопрос о пользе и вреде компьютерных игр. Некоторые комментаторы отметили компьютерные игры как современную составляющую социализации человека. И тут я задумался: действительно ли компьютерные игры могут помочь социализации ребенка, или же они наоборот тормозят этот процесс, отрывая юного геймера от реального мира? В этой части статьи я попробую, с одной стороны, разобраться в этом вопросе, опираясь на свой личный опыт, с другой - рассказать тем, у кого нет геймерского опыта, во что играют дети (а, значит, и понять их).
В первой части статьи я рассказал о своем начале “геймерского” пути, завершив повествование на 2010 году и игре Call of Duty: World at War.
2010 год стал для меня, как для геймера, знаковым: я открыл для себя мир онлайн-игр.
Мое знакомство с этим миром началось со случайности: как-то раз, я зашел к своему другу в гости и заметил, что он играет в довольно необычную игру. Большое удивление у меня вызвал геймплей: мой друг летал по небу на необычном аппарате, похожим на что-то среднее между дирижаблем и пиратским кораблем XVI-XVII века.
Еще больше я удивился, когда увидел, что мой друг в процессе игры общается с другими “капитанами” в игровом чате.
Мой друг пояснил, что это онлайн-игра “Sky2Fly” и предложил мне вместе поиграть в нее, когда я буду у себя дома. В то время у меня уже был подключен Интернет и, пройдя несложную регистрацию, я погрузился в эту игру.
Она вмиг покорила меня: захватывающие приключения в постапокалиптическом мире, где острова земли “висят” в облаках, увлекательные квесты, жуткие монстры, интересные истории и, конечно же, внутриигровое общение между капитанами кораблей.
Один из городов - “Периферия”
Один из самых быстроходных кораблей - “Вихрь”
Страшный монстр - “мусорог”
Отдельное внимание стоит уделить общению игроков в Sky2Fly. Многие игроки (как и я сам) объединялись в кланы, чтобы совместно проходить квесты, грабить корабли других игроков (или наоборот, охотиться за пиратами), вести войну за территории с другими кланами. Набравшись опыта, я вступил в пиратский клан “Pirates of dark water” (позже - “Pirates of dark sky”).
Внутри клана я общался в чате (наушников и микрофона тогда у меня еще не было), ходил на квесты со своим кланом, участвовал в турнирах, нападал на другие кланы и грабил корабли противника. Несколько раз клан распадался, был переименован в “Pirates of dark sky”, а я “дослужился” до зам. командира клана. Это был мой первый опыт организации командной работы. Более того, на посту зам. командира клана, я общался с командирами других кланов: выстраивал дипломатические отношения или объявлял войну. Вот такой забавный “политический” опыт я получил в 12 лет, играя в Sky2Fly2.
Мне нравился пиратский стиль клана: “Бери все и не отдавай ничего”. Возможно, это был юношеский максимализм.
Флот клана “Pirates of dark sky”
Перед клановыми войнами мы коллективно обсуждали стратегии, различные маневры, придумывали тактики.
В игре, кроме боевой составляющей, была хорошо проработана экономика - у каждого клана был свой клан-склад, игроки могли наполнять его или брать что-то необходимое. В игре активно велась торговля: как между кланами, так и между игроками. Каждый игрок хотел получить какую-то выгоду: оружие меняли на золото, специальный газ для кораблей меняли на различные детали и т. д.
Игроки торговались, брали залог, нанимали других игроков для выполнения различных миссий. Именно так, в 12 лет, я познакомился с основами экономики, получил опыт выстраивания стратегии, принятия тактических решений.
Хотелось бы отметить живое общение игроков на форуме игры: фанатские рассказы (и даже целые книги по игре), публикации о реальных кораблях и пиратах, “гайды” (обучающие посты) по игре и т. д. Администрация проекта, в свою очередь, поощряла интерес игроков к игре: довольно часто проводились конкурсы на лучший рассказ, стихотворение, песню об игре Sky2Fly. Один из фанатских рассказов по игре - “Бортовой журнал”, например, повествует о жизни капитана корабля “Калипсо” по имени Арогаст.
До 2013 года я очень часто играл в Sky2Fly. Со временем мои друзья из реальной жизни и клана “уходили” в другие игры, все было освоено и проверено, стало скучно. На этом и завершилась моя история в Sky2Fly.
Еще играя в Sky2Fly, в 2011 году, мне захотелось попробовать поиграть в какой-нибудь онлайн-шутер. Об этом в следующий раз...
Вот так я и вошел в мир онлайн-игр, в некоторые из которых я играю и по сей день.
Онлайн-игры сейчас - это целая индустрия, в них играют миллионы игроков совершенно разных возрастов. Геймеры знакомятся, кооперируются между собой, общаются, ссорятся “в онлайне”. Все это - проекция реальных человеческих отношений в виртуальном мире. Однажды, в Sky2Fly, у моего знакомого “украли” мощную ракетницу. “Вор” втерся в доверие и забрал ее, под предлогом, что ему срочно нужно оружие. Ракетницу он так и не вернул. Я думаю, мой знакомый, после этого случая, стал более осторожен. Все как в реальной жизни.
Социализация - это долгий и важный процесс. Человек приспосабливается к обществу, принимает его нравственные нормы и законы. Может ли ребенок социализироваться, играя в онлайн-игры? Я считаю, что да. Но не стоит забывать и о “подводных камнях”: чрезмерное увлечение онлайн-играми может сильно отвлечь от реального мира, общение в онлайн-мире далеко не всегда благоприятное (союзники и соперники могут оскорблять друг друга), а некоторые игровые ситуации (как, например, ситуация с “онлайн-вором”, описанная выше) могут сильно расстроить ребенка. С другой стороны, может быть будет лучше, если ребенок пройдет через подобные ситуации именно в онлайн-среде, где его жизни, здоровью, благосостоянию ничего не угрожает? А как считаете вы? Пишите комментарии, будет очень интересно обсудить эти вопросы.