Сам по себе опыт не становится знанием. Опыт преобразуется в какие-то формы знания только в результате анализа и рефлексии. Это пост - попытка подхода к анализу неформальных и неформатных образовательных событий в школе. В своей, где мы подобное готовили и разрабатываем сами, и в других, с опытом которых можно познакомиться только из публикаций на Новаторе или из соцсетей.
Детско-взрослый 3D хакатон “Школа будущего”
В конце ноября мы провели первый Детско-взрослый 3D хакатон в своей школе (TKVG). Мы не называли его мейкерским, но, по-сути, он таким стал.
Все, что осталось от проведенного мероприятия:
- Объявление, которое мы разместили на школьной странице в фейсбуке и в рассылке для учеников и родителей примерно за месяц до хакатона.
- Регистрация в формах Google.
- Фото с самого мероприятия.
- Выставка 3D моделей школы будущего, которая осталась в школе. Ее можно было посетить в рамках 95-летнего юбилея школы.
Из этой информации для нас важно подчеркнуть, что это мероприятие проходило в субботу и подразумевало активное участие родителей. Не просто участие в качестве зрителей, болельщиков и сочувствующих, как это бывает часто. А в роли членов детско-взрослых команд.
Команды организовывались и регистрировались сами.
Самое важное и сложное (для организаторов) место в этой истории - как раз самоорганизация команд и то, что происходило внутри них ДО хакатона. Этого, к сожалению, мы в подробностях не узнаем. Хотя подозреваем, что у них были трудности такого характера:
- Нужно было вообще найти друг друга, создать команду.
- Собраться где-то вне школы.
- Выбрать идею и материалы для проекта.
- Обсудить, в чем особенности их модели школы будущего.
- Распределить обязанности.
- Создать заготовки для этой модели
- Участвовать в хакатоне, доставив все эти заготовки в нужное время в нужное место.
Про то, что происходит потом в "месте сборки" лучше расскажут фотографии здесь...
Многие школы сейчас используют подобные форматы: фестивали, хакатоны, мастерские, дни науки и т.д. Мы считаем их образовательными.
- Во-первых, по участию учредителя (организатора). Это школа.
- Во-вторых, привлечены школьные ресурсы: время учителей, организаторов внеклассной работы. Но это внеучебное время, не уроки.
- В-третьих, по месту проведения. Это школа.
Делает ли все перечисленное проектируемые школой события образовательными, по-определению, а не, скажем, развлекательными?
Есть и другие, не менее важные, вопросы...
Почему школе все-таки стоит развивать и поддерживать эти форматы? И поощрять учителей, которые способны их генерировать и распространять... Такие мероприятия затратны по ресурсам и по времени, которое требуется для подготовки. Много сил уходит на рекламу и вовлечение. В данном случае, как это происходило у нас (с хакатоном), где принцип участия был добровольным.
В этом состоит коренное отличие образовательного события от урочных форм - никому же не приходит в голову рекламировать уроки и зазывать на них учеников? Мы уверены, что на урок они придут сами по звонку. Другой вопрос: будет ли образовательный эффект сравнимым?
Почему же именно спроектированные образовательные события оказывают влияние на учебную среду школы, на ее традиции, и в чем именно состоит образовательный эффект (эффекты)? Например, про ценность мейкерства: она не осознается сразу. Для кого-то это "страшно затратное" по времени и хлопотное мероприятие. Нужно долго готовиться, собирать в качестве строительного материала "разное-всякое", а потом еще убирать "отходы производства". Но, может быть, оно того стоит?
Этот пост - попытка посмотреть на образовательные события с педагогической точки зрения.
Словом, он о событийной педагогике. Все написанное ниже - личная точка зрения, сплошные гипотезы и предположения. Поэтому, не согласны - высказывайтесь, пожалуйста, в комментариях.
Объект, с которым можно играть и возиться*...
Учителя школы ГКОУ Школа «Технологии обучения» подготовили событие про мир старых вещей. Казалось бы, как раз с такими вещами дети не имеют опыта обращения, устаревшие вещи ничего им не скажут. Значит ли это, что на этих предметах ученики ничему не смогут научиться?
Парадоксально, но именно в этом и есть образовательная ценность таких объектов. Они обладают необычными свойствами (необычными - с точки зрения ребенка), другими формой, размером, запахом и т.д... И другими функциями, в которых могла быть утрачена надобность сегодня, ну или эти функции перенесены на другие объекты, из мира сегодняшнего. Но именно эта необычность может стать точкой притяжения внимания. И наш бытовой предмет становится учебным объектом, с которым можно играть, возиться, на котором можно учиться и которым можно обмениваться с другими...
*Возиться, создавать от англ. to tinker. Спасибо Борису Ярмахову, который подарил нам это словечко, вбросив его в сообщество.
Опора на “точки персонального интереса”
И еще нам всем важно рассматривать то, что делают эти учителя, проектируя события. Они это делают, не как "особые уроки для особых детей" и дабы встроиться в новый образовательный тренд, а именно реализуют педагогику в школе (контекст: мы знаем, не все, что есть в школе - всегда педагогика).
Это про другое, про что мы думаем как о дополнительном эффекте, а он, наоборот, оказывается основным. В приведенных примерах проектов это появление "точки персонального интереса". Достичь подобного через стандартный урок удается сделать крайне редко, а уж чтобы планировать как образовательный результат для всех, об этом мы даже не помышляем. Такое возможно только через образовательное событие. Но не любую учебную активность можно назвать событием. Каковы же критерии?
Во-первых, тем, кто готовит и разрабатывает сценарий события, нужно угадать эти возможные точки персонального интереса и заложить их в проект своеобразными “крючками” и “секретными кнопками”. Согласитесь, это требует очень хорошего знания детей, их возможностей, интересов и запросов. Главное же, что такой подход к проектированию образовательных событий предполагает наличие веры в собственный познавательный интерес детей и опору на него как на “движок” того, что будет происходить.
Учитель - не в центре деятельности!
Это логика продуктивного мышления, которой желательно следовать с момента зарождения идеи и до проведения совместных рефлексии и анализа со всеми соавторами сценария и его воплощения. При этом учителю как дизайнеру события совсем не обязательно оставаться в центре деятельности.
Кстати, в нашем хакатоне, с которым знакомлю в начале поста, именно так и происходило. Когда команды вошли в зал и разложили свои заготовки на столах, стало понятно, что даже открытие объявлять не надо. Деятельность не надо было организовывать: начавшаяся раньше вне зоны нашего наблюдения, здесь она просто продолжилась. Честно говоря, можно было на два часа идти пить чай (но мы так не сделали :) ).
Сценарии вовлечения
Во-вторых, подготовка сценария - это всегда тщательная проработка вопроса: какая роль здесь отводится ученику и что с конкретным учебным объектом, который задействован в сценарии в том или ином виде, делает сам ученик.
Поэтому НЕ показ и рассказ - главные линии сценария образовательного события. Как только в нашем сценарии появляется ученик-участник, мы мысленно начинаем перебирать его возможные роли. В этом момент мы начинаем думать о механизмах его вовлечения, а не привлечения. И иногда главными ролями для учеников в таком сценарии становятся роли со-участников, со-беседников, со-авторов, со-переживателей и т.д… И мы рассчитываем на диалог, ставим на генерацию идей, закладываем обсуждение и совместный поиск решений, перебор вариантов, совместный творческий процесс… А значит будем выстраивать среду для коммуникации и совместной деятельности в ее физическом или виртуальном воплощениях. Тогда мы будем не просто говорить, а что-то понимать о проектировании сложноорганизованной образовательной деятельности (а не только урочной).
О рисках и собственной оснащенности
В-третьих, всегда остается риск, что что-то пойдет не так: собьется заранее намеченный тайминг, кто-то из учеников не примет приглашения к участию в конкретной активности, не станет взаимодействовать с другими. Эти риски нужно осознавать и иметь на эти случаи не только запасные варианты, но и правило добровольности: не уговаривать и не принуждать ребенка к участию.
В конце-концов, их, учеников, отношение и принятие - одни из критериев, которым мы руководствуемся, анализируя успешность задуманного нами и осуществленного всеми. Речь не идет о статистике вовлеченных (“большинству понравилось”), скорее о том, что неприятие - как сигнал обратной связи, всегда в каком-то смысле информативнее для нас, нежели принятие, благодарность. одобрение или восхищение. Получение такого сигнала может напоминать нам о главной “истине”, что “мы все разные”. А еще, что при планировании образовательного результата нам нужно больше думать о рисках. Чем больше мы их просчитываем, тем вероятнее, что мы вернемся к сценарию для его анализа и доработки. Тем тщательнее будем искать и придумывать индукторы и продумывать механизмы распределения ролей. Мы не во всем полагаемся на спонтанные решения. Они иногда помогают, но необходимо быть и оснащенным: средствами (методами и инструментами). Кстати, готовность действовать в условиях неопределенности - тоже входит в эту оснащенность.
Об образовательной среде...
- Нужна среда коммуникации и взаимодействия, как физическая, реальная, так и виртуальная. Мы закладываем разнообразие форматов использования дигитальных устройств и каналов общения.
- Нужны условия для мейкерства, они создаются за счет технологически насыщенной среды.
- Мы провозглашаем упор на практику и самостоятельное творчество, мы уважаем осознаное авторство ученика!
- Мы не ставим запретов: необходим открытый вход в практику...
- Мы используем игрофикацию, проектируем множественность форм и учебных ситуаций: “не так как на уроке!”
Ценностные изменения и изменение поведения как образовательный результат
Нам надо сменить фокус, когда мы думаем и говорим об образовательных результатах через участие в образовательном событии.
Это НЕ знания и навыки, не только они, а иногда и совсем не они.
И еще "образовательный результат" - не всегда и не обязательно "результат обучения", возможно он - "результат вовлечения"?
Серьезные образовательные результаты от вовлеченного участия в образовательных событиях - именно в изменении ценностных установок и изменении поведения. Да, скорее всего, эти результаты отложенные, проявляются и заметны не сразу. Но они обладают свойством накопления, которые вместе со “знанием-пониманием” и составляют “картину мира” ученика.
Надо пояснить, что у “поведения”, о котором мы мы говорим здесь, не дисциплинарный смысл соответствия норме, исполнительность и послушание в действиях ученика, которые вкладывались учителем в оценку за его поведение, выставленную в дневник.
Здесь совсем другой смысл: поведения как способности быть самостоятельным в принятии решений, умении договариваться о правилах с другими, уважать то, чего ты можешь пока сам не понимать. В конечном итоге, мы говорим о собственной образовательной стратегии, вырабатываемой учеником. За этим стоит готовность ученика ставить себе образовательные задачи и находить пути их решения, а также делать осознанный выбор.
Примеры образовательных событий
Юлия Рязанова приводит в своих публикациях Образовательное событие "Мир старых вещей" и Проектный день "Хочу! Могу! Делаю! Строим дом" совершенно точный пример такого результата. Примеры таких событий и таких результатов описывает также Наталия Яникова (Как провести Дни науки и техники в школе). Еще пример подкидывает на фб Елена Волкова, учитель из Беларуси (Неделя активного чтения).
Когда этот пост был уже готов, в ленте фейсбука попался пост с картинками. Пост учителя-мейкера Ирины Кленовой. На картинках дети создавали город из подручных материалов. Наверное, кого-то больше всего волновали вопросы: а какой это учебный предмет, и это творчество - за счет каких дополнительных часов?
А я подумала, как хорошо, что мы не одни такие...
Если у вас есть опыт организации образовательных событий вне класса и урока, а главное, мысли по этому поводу, приглашаю к обсуждению...
Материалы по теме образовательных событий TKVG
- Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке
- Фотоохота в развалинах монастыря Бригиты
- Парковый урок 2.0: Фотоохота в маленьком эстонском городке
- Образовательная игра на Певческом поле
- Как пятиклассники изучали цвета и формы своей школы
- Проект "Незнайка" как пример общешкольной образовательной игры
- Мы с Алисой в стране чудес…
- Педдизайн на шапках, носках и варежках...
- Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста
- Парковый урок: сбор у солнечных часов..
- STEAM в начальной школе: геометрия комнаты
- История про то, как мы делали 3D-модель школы...
- Образовательная игра в парке: как использовать планшет?
- Антоновские яблоки или результаты одного QR-квеста
- Усадьба Петровское как строительный проект А.П.Ганнибала
- Эмодзи-Пушкин, танцы в Тригорском, бумажные блоги и другое…
- Кодируй, как пират!