В настоящее время существует мнение, что телефоны и планшеты на уроках недопустимы, так как отвлекают учеников от учебной деятельности. Однако в XXI веке практически невозможно отстраниться от достижений техники, таких как мобильный телефон и компьютер. Современные учащиеся практически не представляют жизни без них. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их любимых гаджетов?
Одним из новейших средств интерактивного обучения являются QR-коды. На уроках истории QR-коды можно использовать на различных этапах урока: от постановки целей до домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы, как индивидуальные, так и парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке.
При обучении истории с помощью QR‐кодов можно предлагать учащимся всевозможные информационные тексты, тестовые задания, а также ссылки на дополнительную информацию (сопроводительный материал в виде иллюстраций: схем, диаграмм, графиков, таблиц, рисунков, видеоматериалов).
Подобным образом можно предлагать и домашнее задание: как общее – вывешенный штрих‐код на доске, так и индивидуальное – каждому учащемуся по QR‐коду.
Кроме того, при знакомстве с биографиями выдающихся исторических деятелей, можно прикрепить QR‐код на портрет. Ученики либо на перемене, либо непосредственно на уроке могут ознакомиться с данной информацией.
QR-коды прекрасно подходят для использования на уроках обобщения и систематизации изученного материала, а также для углубления знаний по пройденной теме или разделу. Необходимо лишь продумать вопросы для повторения или углубления знаний по теме и создать QR-коды. Распечатанные QR-коды можно повесить на стенах в классе и провести урок в форме викторины или соревнования между командами. При этом следует учитывать цели урока, если это обобщение пройденного материала и проверка уровня знаний учащихся, то учитель обговаривает, что пользоваться учебниками, интернетом или другим источником информации запрещается. Если же на уроке предполагается систематизировать имеющиеся знания и углубить их в некоторых аспектах, то различные источники могут быть задействованы для поиска информации.
Возможно предложить учащимся создать информационный плакат по изучаемой теме. На плакате учащиеся размещают QR-коды, в которых закодированы ссылки на различные веб-сайты по данной теме. Это могут быть ссылки на официальный сайт достопримечательности, на онлайн-библиотеку, видео- или аудиофрагмент, информацию о фильме или книге по тому или иному историческому вопросу. Учитель может самостоятельно составить образовательный плакат с QR-кодами по изучаемой теме, составить вопросы, на которые учащиеся находят ответы, работая в группах в классе (можно ограничить время ответов на вопросы) или дома.
Учащиеся могут отвечать на вопросы и создавать свои собственные вопросы и ответы. Подготовить вопросы для сверстников – это отличный способ для осмысления изученного.
Рассмотрим несколько вариантов использования QR-кода на уроках истории.
Работа с понятиями, терминами, датами и персоналиями является важной составляющей каждого занятия по истории. Эффективному освоению учащимися содержанию учебной программы способствует проведение занятий с использованием QR-лото и QR-домино. Данные приемы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
QR-лото
Игра предполагает участие как одного, так и нескольких человек. Каждый участник (группа) получает игровое поле с QR-кодами и соответствующее количество карточек с определениями исторических терминов, либо понятий, изображениями. Задача ребят при помощи смартфона прочитать информацию на карточках с QR-кодами и закрыть лото (совместить QR-код с информацией на карточке.) Например, в QR-коде под номер 1 написано: в 1799 г. осуществил во Франции государственный переворот. Учащийся должен на данный QR-код положить карточку с именем Наполеон Бонапарт. Таким образом, проходит дальнейшее заполнение игрового поля. Проверка правильности заполнения производится по ключу. Оценивается скорость и качество выполнения работы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
QR-домино
Чтобы подготовить логическую цепочку из вопросов и ответов необходимо подготовить определенное количество игровых «костей» (карточек). «Кость» представляет собой прямоугольную карточку, разделенную на две части: в одной части – QR код, в другой находится не зашифрованный контент (текст, изображение, символ и т.д.), но они не должны быть связаны между собой по смыслу (т.е., на одной карточке не должно быть вопроса и ответа на него). При составлении вопросов – ответов можно сопоставлять:
- дату – событие;
- личность – страну / область науки или культуры / изобретение или произведение искусства / событие;
- понятие (рисунок) – определение;
- и др.
Игру можно проводить индивидуально, парно или в группах. После того как учащиеся получили карточки, выбирается учащийся, который первый кладет свою карточку (задает вопрос). Ответить на вопрос должен тот учащийся, на карточке которого дан правильный ответ. Если ответ неправильный, необходимо найти правильный вариант в своих карточках. Как правило, задание зашифровываем QR-кодом, а ответ подбираем с другой карточки (из не зашифрованной части). Следующее задание учащиеся решают из зашифрованной части этой же карточки. В итоге должно получиться закольцованное расположение карточек по принципу домино. ПРИЛОЖЕНИЕ 2