Публикации сообщества

Светлана Любавина • 28 января 2019

Моделируем в SketchUp. Инструкция «Дом»

Пожалуй, среди программ для 3D-моделирования по соотношению доступность/функциональность на первое место можно поставить ScketchUp. Мы подробно рассмотрим один из продуктов ScketchUp — бесплатный онлайн-редактор SketchUp Free. Планирую опубликовать цикл инструкций для начинающих, нацеленных на ознакомление с базовыми инструментами SketchUp и приобретение навыков создания 3D-моделей архитектурных сооружений. Изучение будет осуществляться по принципам практико-ориентированного подхода. Наборы инструментов и приёмы моделирования будут рассматриваться по мере появления в них необходимости при выполнении проектов на конкретных примерах. 

В первой инструкции рассмотрим  создание простой модели дома. На курсах по ScketchUp стало уже своего рода традицией на первом занятии моделировать домик.

 

Инструменты

Компьютер с выходом в интернет.

Онлайн-редактор SketchUp Free.

Шаг 1. Регистрация

Заходим на официальный сайт SketchUp. Выбираем вкладку Продукты → SketchUp Free.

Регистрация

 

 

 

 

 

 

 

Перед началом работы потребуется регистрация. Указываем действующий адрес электронной почты и придумываем пароль. Быстрее всего зарегистрироваться через Google-аккаунт.

Логин и пароль

Шаг 2. Настройки программы

При необходимости переключаемся на русский язык. Все дальнейшие инструкции приведены для русскоязычной версии программы.

Язык

Для перехода от стоящей по умолчанию к метрической системе мер, нажимаем вкладку в левом верхнем углу Открыть модель/Настройки.

Настройки

Выбираем Новая модель  → Простой шаблон метры.

Метры

Удаляем фигурку человечка. Выделить её и нажать клавишу Delete.

Шаг 3. Корпус

Строим прямоугольник размером 8 метров на 6 метров с вершиной в начале координат. Для обеспечения точных построений вводим с клавиатуры числа 8, 6. Можно числа перечислить через точку с запятой — 8; 6. Введенные значения автоматически считываются после нажатия клавиши Enter.

Прямоугольник

Контролировать размеры построенного объекта можно с помощью окна Размеры, расположенного в нижней части экрана в строке состояния. 

Окно размеров

Превратим плоский прямоугольник в объёмный параллелепипед с помощью инструмента Вдавить/Вытянуть (Push/Pull).

Вытянуть

Помещаем инструмент Вдавить/Вытянуть на поверхность прямоугольника. Прямоугольник выделится точками. Зажимаем левую клавишу мыши, и тянем вверх по направлению вертикальной синей оси. Указываем с клавиатуры размер 3 (метра). Для подтверждения действия нажимаем клавишу Enter.

Корпус

 

Шаг 4. Фундамент

Нам потребуется достроить нижнюю грань параллелепипеда. Для навигации по рабочей области существует набор инструментов Вращение, с помощью которого есть возможность изменять ракурс обзора, масштабировать, перемещать систему координат. На практике удобнее выполнять эти операции, используя колесико мышки. Прокрутка колесика вперёд/назад позволяет увеличивать/уменьшать изображение. При зажатом колёсике можно вращать камеру, изменяя угол обзора. 

Обзор

Развернём параллелепипед. Вернее, развернём камеру так, чтобы видеть объект снизу. С помощью инструмента Сдвиг построим внешнюю границу нижней грани.

Сдвиг 

Инструментом Сдвиг сдвинем по периметру границы выбранного объекта на расстояние 0.5 (метра).

Обратите внимание, что десятичные дроби в SketchUp пишутся через точку.

Сдвиг 0.5

Инструментом Вдавить/Вытянуть вытянем фундамент на 0.5 (метра).

Шаг 5. Крыша

Разворачиваем камеру так, чтобы было удобно работать с верхней гранью. Выбираем инструмент Линия. При наведении указателя мыши на уже созданные линии, точка касания подсвечивается разными цветами и всплывают подсказки.

Линия

Инструментом Линия построим перпендикуляр длиной 2 метра к середине ребра верхней грани.

Линия2

Инструментом Линия соединим концы ребра грани с верхней точкой перпендикуляра. Получим два треугольника.

Крыша

Инструментом Ластик сотрём серединный перпендикуляр.

Ластик

Инструментом Вдавить/Вытянуть вытянем получившийся треугольник на 8 (метров).

Дом

 

Шаг 6. Окрашивание

Раскрашиваем домик с помощью инструмента Окраска.

Заливка

Чтобы получить доступ не только к цветам, но и текстурам, применяем команду Материалы → Обзор.

Заливка

 

Шаг 7. Окна и дверь

Детализируем наш домик, добавляя к основе новые элементы. Нарисовать дверь и окна можно, используя рассмотренные ранее инструменты Прямоугольник, Сдвиг, Вдавить/Вытянуть.

Домик

Можно также использовать инструменты Круг, Многоугольник.

Круг

Шаг 8. Сохранение

Сохраняем проект, нажимая соответствующую кнопку Сохранить в левом верхнем углу экрана. Файл сохраняется в собственном формате программы .skp.

Сохранить

Заключение

Надеюсь, что в результате выполнения пошаговой инструкции всем заинтересованным удалось построить домик, а, главное, получить общее представление о базовых инструментах и приёмах работы в SketchUp. Для моделирования домика возможны и другие инструменты, приемы построения, последовательность действий. Работу можно упростить или усложнить, предлагая её разным по возрасту или уровню подготовки учащимся.

Будет интересно увидеть предложения коллег по модификации предложенного алгоритма.

В этой практической работе применялась только часть функций программы. Продолжение следует.

Цикл инструкций о работе в SketchUp

Моделируем в SketchUp. Инструкция «Дом»

Моделируем в SketchUp. Триумфальная арка

Моделируем в SketchUp. Тайницкая башня

Моделируем в SketchUp. Парфенон

Ваза в перспективе и шахматы во вращении

Стереометрия в стиле конструктивизма

Феномен финского дизайна в 3D

Моделируем в SketchUp. Бриллиант Кр-17

Кол-во комментариев: (20)

Светлана Любавина
Спасибо за отзыв и столь деятельную реакцию, Екатерина! Успехов в творчестве! Обратите внимание на слоган разработчиков: "Думайте в 3D. Рисуйте в 3D. Получайте удовольствие от работы в программе".
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Елена, рада, что инструкция вызвала интерес и желание позаниматься с детьми. Для детей младшего школьного возраста можно существенно облегчить задание, если выполнять моделирование без нанесения точных размеров.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Светлана, вот просто удовольствие доставили постом! Я сама последний раз работала в SketchUp давно, лет 7-8 назад (сейчас вообще информатикой не занимаюсь и надобности в использовании ресурса нет). Но помню, когда работали над проектом "Парк развлечений. территория творчества", делали проекты парковых зон в SketchUp. Это была отличная работа! Пример - тут http://parkprojekt.blogspot.com/search?updated-max=2011-10-01T03:36:00-…
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Спасибо за ссылку, Лора! Действительно, классный проект! Продуманный, проработанный. Дата создания тоже впечатлила - сентябрь 2011 года. Много событий произошло с того времени... Кстати, тогда SketchUp был ещё детищем Google.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Анна Самарина
    2 способ. Чтобы построить крышу домика, можно также сначала на верхней грани нарисовать отрезок, соединяющий середины противоположных сторон, затем выделить его инструментом (стрелка), а затем поднять/переместить вверх инструментом Перемещение. Тоже получится конёк крыши. Правда, чтобы затем сделать крышу отдельным объектом - так, как у Вас - придётся подрисовать горизонтальные отрезки на фронтонах.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Анна Самарина
    https://docs.google.com/drawings/d/1lGkvIrD6-hCgKVFJwDvqRTnk-KY4r-MeC2v…. А вообще SketchUp очень удобная программа, легко осваивается и позволяет создавать самые разнообразные модели, проекты, фото, даже видеооблёты. Было бы здорово, если бы учащиеся с ней в школе знакомились!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Спасибо за дополнение, Анна! Инструмент Перемещение довольно мощный инструмент с возможностью применять его разными способами. Обязательно сделаю инструкцию с использованием Перемещения.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Я использовала ScketchUp на уроках по информатике и математике в 7-11 классах. В 5-6 классах проводила занятия кружка по ScketchUp. Было интересно узнать, о вашем опыте работы в ScketchUp с младшеклассниками. Да, современные дети оказываются очень развитыми и способными к раннему освоению цифровым инструментарием.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Спасибо за внимание и комментарий! Уже создано немало разработок по SketchUp, включая обучающие материалы от создателей программы https://www.sketchup.com/ru/learn. Я разрабатывала инструкцию, исходя из своего опыта учителя-практика. Постаралась учесть моменты, которые вызывали затруднения у учеников, предложить эффективные способы построения.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Ура-ура!!! Сегодня на уроке черчения дала эту инструкцию "как есть" ученикам не самого сильного класса на уроке черчения. Строят дом с восторгом и воодушевлением. Удалось связаться со Светлана Любавина , она передала детям привет и дала рекомендации. Восьмиклассники смогли поприветствовать автора инструкции. Инструкция очень понятная, что немаловажно для работы с не очень успешными подростками. У них все получается, и даже немножко пробуют поэкспериментировать. Это здорово!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Это было неожиданно и очень впечатлило. Первый раз оказалась в прямом эфире с учениками в качестве автора инструкции. Дети старались и работали увлечённо. Лада, спасибо за такой неординарный опыт и доставленное удовольствие!!!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Александра Барышева
    Рада поставить «сердечко» Светлане! Замечательную темы Вы начали, спасибо! SketchUp — просто космос! лёгкость в обращении позволяет включать в занятие множество смыслов. Похожие домики мы тоже создаём прямо на первом занятии, причём я не показываю методы построения «от и до», начинаю только с прямоугольника и «Тяни-Толкая» для создания призмы, а дальше даю детям «созреть» — «побаловаться», ощутить... как доходит дело до крыши — остановка, самостоятельный поиск (тут часто образуются группы вокруг более удачливого-сообразительного), и помощь учителя вызывается по внутренней необходимости, а не повелением извне. Приятно наблюдать такие моменты... Потом (чаще на следующем занятии — все модели нужно перетащить в один файл) все домики я собираю в «улицу», которую затем мы обходим один двор за другим, каждый «хозяин» рассказывает о своём. Такое ненавязчивое повторение изученного))) Сразу возникают предложения творить дальше — насадить сад, построить гараж или бассейн... Кстати, когда ребята видят всю улицу целиком, бросается в глаза, что каждый строил «по своей мерке», а точнее — без мерок вовсе. Отсюда — логический переход к оперированию размерами и дальше — к группировке и созданию «компонентов».
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Спасибо за поддержку и развитие темы, Александра! Вы описали замечательные и психологически обоснованные подходы для изучения нового в скетчапе. Тоже попробую давать материал на уроках в такой форме.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии