Публикации сообщества

Елена Зотова • 2 июня 2020

Возможно, будет полезно?

Чем больше развиваются технологии, тем больше 3D-моделирование входит в нашу жизнь. Уже никого не удивляет, что в перспективе собираются печатать работоспособные человеческие органы, такие как сердце, почки и печень, прямо в организме человека. Сегодня опытные образцы биопринтеров уже способны напечатать костные и хрящевые импланты.

Как вызвать интерес у школьников к творчеству в области моделирования? Конечно, во многом это определяется выбором программного обеспечения. На просторах Новатора уже обсуждалась эта проблема.

Например, были описаны основные возможности моделирования в Paint 3D (С. Любавина), представлены инструкции по созданию моделей в SketchUp (С. Любавина), описана программа FreeCAD (Ю. Винницкий), а также представлены возможности моделирования человека с помощью программы MakeHuman (С. Любавина) и др.

В ходе дистанционной педагогической практики, о которой уже была публикация на Новаторе, в качестве одного из видов деятельности нам было предложено изучение возможностей программного обеспечения для 3D-моделирования Blender. И я хочу поделиться с участниками педагогического сообщества Новатор опытом нашей студенческой группы по работе в данной среде.

Blender - это свободное и открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики. Работать в нем можно, предварительно установив программу на свой компьютер.

Для изучения основ работы внутри среды Blender следует обратиться к видеоурокам. Например, можно воспользоваться подборкой уроков, созданной студией Нестергал.

Помимо изучения основ нашей студенческой группой были подготовлены инструктивные материалы по созданию трехмерных моделей.

Инструкции по созданию моделей, созданные в текстовом формате, собраны в папке в открытом доступе.

У студенческих моделей (но не у всех) есть первоисточники, которые были взяты как основа для разработки инструкций (список прилагается в той же папке).

Таким образом, мы не только опробовали свои силы в 3D-моделировании в новой среде, но и разобрали и дополнили материалы по созданию тех или иных моделей для удобства их использования в курсе внеурочной деятельности.

Для модели Торшер инструкция была записана Еленой Шариковой в формате скринкаста.

Подводя итоги, могу отметить, что среда для 3D-моделирования Blender является удобным программным обеспечением для построения курса внеурочной деятельности по моделированию. Blender может заинтересовать не только доступностью, но и тем, что некоторые среды (например, MakeHuman) позволяют импортировать созданные в них модели в Blender для дальнейшего редактирования и анимирования, ведь среда позволяет не только моделировать объекты, но и анимировать их. Существуют даже мультфильмы, созданные в Blender, которые выложены в открытый доступ как для просмотра готовой анимации, так и для изучения исходных материалов.

Единственным минусом является то, что программа не запустится на компьютере без видеокарты NVIDIA.

Таким образом, изучая возможности среды Blender, можно построить курс внеурочной деятельности, благодаря которому дети смогут получить навыки создания трехмерных моделей, опыт в 3D-печати, а также опыт по созданию анимаций с объемными моделями.

Кол-во комментариев: (11)

Елена Шарикова
Лена, здорово, что ты решила обобщить наш опыт! Спасибо! Это было действительно интересно: изучить основные возможности среды, познакомиться с опытом учителей и их программами внеурочной деятельности по 3D-моделированию, а затем создать свою модель, воспользовавшись имеющимися рекомендациями. За такой небольшой период времени мы смогли составить общее представление о возможностях среды. Меня поразило количество встроенных инструментов для редактирования. Сколько труда было вложено разработчиками...Кстати, если я не ошибаюсь, то этот мультфильм создан в Blender. URL-адрес: https://youtu.be/2nh6rCIzATk. Приятного просмотра!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Зотова
    Мы все постарались сделать подробные инструктивные материалы и хорошие, качественные модели. Думаю, мы и сами обязательно применим в дальнейшим накопленный опыт, используем все инструкции. Отдельное спасибо за то, что нашла мультфильм и поделилась!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Светлана Любавина
    Елена, от чего же в заголовке поста поставлен вопросительный знак? Лучше было бы восклицательный! Вы представили интересный комплексный опыт коллективного создания инструкций в среде 3D-моделирования Blender. Выбранные модели несложные, доступные для начинающих, что, несомненно, будет востребовано при обучении школьников. В Blender сложный интерфейс, много вложенных команд. Оптимизировать процесс работы можно использовать, применяя горячие клавиши и сочетания клавиш. В предложенных вами инструкциях активно применяется этот метод использования сочетания клавиш, что соответствует профессиональному подходу к 3D-моделированию.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Зотова
    Спасибо большое за такой положительный отзыв! Рада, что статья полезна! Мы постарались сделать инструкции понятными и доступными. По личному опыту скажу, что "экстремальные" инструктивных материалы, в которых представлены горячие клавиши без указания сути их функции, вводят в недоумение, но с какой-то стороны бодрят и мотивируют разобраться) Тем не менее, не всем подойдёт такой способ изучения возможностей программы, и лучше начинать с подробных инструкций.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Мне не приходилось работать в программе Blender. Стала замечать, что негативно отношусь к скачиванию программ на компьютер. И если могу не устанавливать локальную версию, то всегда это делаю (не устанавливаю))) Поэтому мой выбор остановился на онлайн-ресурсе Tinkercad. А Вы, Елена, пробовали работать в Tinkercad?
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Зотова
    Да, соглашусь, что работать в онлайн-версии программы удобнее, так как установка может быть невозможна в связи с требованиями программы. С другой стороны, из-за сбоев в сети, удобнее кажется и версия с установкой. Было бы хорошо, если бы у Blender была онлайн-версия. Tinkercad я тоже пробовала, так как у нас была дисциплина, посвященная моделированию, и у него тоже есть плюсы. Мне даже удалось импортировать в него силуэт изображения, чтобы наложить его на модель чехла для телефона.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Михаил Семионенков
    Интереснвя статья, актуальная тема. Я, правда, поа не нахожу возможности заняться ей серьёзно, но краем глаза поглядываю. Для информации заинтересованным: набрёл на инструмент Print 3D в Windows 10. Можно готовить изображения и печатать на совместимых принтерах. Не берусь сравнить с другими инструментами, но два достоинства, для тех, у кого Windows 10 уже есть, налицо: устанавливать ничего не надо, оно уже установлено 2. Работать можно без интернета. Спрятано в папке Windows Accessories
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Андрей Лавров
    Существенные уточнение по поводу матчасти: 1) Программа Blender отлично работает на компьютерах с любыми распространёнными видеоадаптерами, а не только с NVIDIA. Более того, производительности компьютеров вообще без выделенного видеоадаптера (кроме того, что встроен в чип центрального процессора от AMD и Intel последних пяти лет) вполне достаточно чтобы работать в Blender. 2) На сайте Blender явно не указано, но Blender (Linux версия) прекрано устанавливается и работает на любом Chromebook, поддерживающим Linux приложения. Например, я лично неоднократно устанавливал последние версии Blender на свой Google Pixelbook и он прекрано работал в составе Chrome OS.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Зотова
    Спасибо за уточнение! Я судила по собственному опыту, так как у меня программа заработала только на ПК с видеокартой, о которой идёт речь в посте, и я уточняла информацию в видеоуроках, где говорилось о наличии ограничений. Но если может работать на других - это прекрасная новость)
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Андрей Лавров
    Я считаю Blender отличным продуктом для работы с графикой и видео, который вполне подходит не только для образовательных целей, но даже и для профессиональной работы в составе любительских студий по созданий компьютерных игр и фильмов. Тем не менее, если уж выбирать лучший продукт для образования в целях изучения компьютерного МОДЕЛИРОВАНИЯ, то здесь без вариантов стоит выбрать Onshape для образования (https://www.onshape.com/education-plan), так как это в принципе единственное бесплатное средство, которое позволяет не только создавать трёхмерные графические объекты, но и РЕАЛЬНО МОДЕЛИРОВАТЬ их поведение согласно законам физики в нагруженном состоянии (с рачётом нагрузки во всех точках по сопромату) и при сопротивлении (ламинарные потоки и даже кавитация). Более того, поскольку OnShape это чистое Web приложение, оно не требует установки и работает сразу на любом типе компьютеров, с подключением в Интернет. Важно также, что OnShape, единственная из всех систем моделирования, также, как и Google Docs, позволяет неограниченному числу пользователей редактировать одну и туже модель одновременно, что не только драматически обглегчает разработку больших проектов, но и помогает преподавателю проводить удалённое обучение, войдя в модель ученика совместно с ним и объясняя всё прямо на его конкретном примере, демонтрируя команды и их немедленный результат.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии