Публикации сообщества

Лада Сащенко • 25 октября 2018

Брянско-флорентийская история, или опять компьютерная вышивка.

Откуда взялась эта история

Где раздобыть интересную задачу и как ее трансформировать под учебную, в рамках какого-то предмета? Например, найти под ногами или в коробке с игрушками. Об этом я опубликовала когда-то посты на  Галактике и в своем блоге. И вот - опять долгоиграющее действо, с историей, географией и семейными отношениями.

Много лет назад в доме свекрови я увидела необычайной красоты вышивку на «парадных» наволочках и полотенцах. Секретом вышивки со свекровью поделилась ее мать, и так вышивали многие. Поиски в интернете материалов с историей и образцами ни к чему не привели — ничего похожего запросы ни по «брянской» вышивке, ни по украинской, белоруской и смоленской не выдавали. Шли годы, ответов все не было, вышивка, к сожалению, утрачена. И вот в прошлом году, совершенно случайно увидела в сети картинку и обомлела: оно! Только... Ничего даже рядом с захудалым селом на брянщине география этой вышивки не имела.

Вышивка, похожая на ту, что была в родительском доме мужа
вышивка, похожая на ту, что была в родительском доме мужа

Флорентийская вышивка, или барджелло (а еще «венгерская вышивка», реже - «ирландский стежок») - древний способ украшения изделий. Есть предание, что венгерская принцесса, отданная замуж во Флоренцию, привезла с собой в качестве приданого множество вещей с удивительно красивой вышивкой, напоминающей языки пламени. Вышивка сразу стала популярной среди флорентийской знати. По одним сведениям, вышивка стала известной в 10 веке, по другим — в 13, но все равно это очень далеко от наших дней.

Почему барджелло?

Вышивка действительно красива, и на первый взгляд кажется сложной. Сложность линии, буйство ярких красок, замощение всей поверхности стежками, сложные крупные изделия, изящные аксессуары, - все это при первом взгляде ошеломляет и кажется недостижимым. Но при ближайшем рассмотрении вдруг выясняется, что основа — простой прямой стежок, внимание + аккуратность и простой математический расчет.
Вот именно «математичность» и алгоритмичность этой вышивки привлекла мое внимание; захотелось показать ученикам и поработать с ними над узорами из далекой страны и давних лет. Реально мы пока не вышивали, это нам предстоит весной, а вот схемы анализировали и строили, предварительно рассмотрев несколько образцов, проанализировав и выбрав для моделирования один из них.

образец 1

 

образец 2

 

образец 3 образец 4

 

Шестиклассники мои который год подряд встречаются со "странными" словами. Тут и пендибули с зигугу, и изонить, и темари. А теперь вот - барджелло. Посмотрели изображения, тут и "Ах!", и "Ого!", и "Ничего себе!", и "Обалдеть!", и даже "Это невозможно!". не технология, а урок русского, тема "междометия".

Просмотрев около десятка изображений, остановились на том, где отчетливо видны стежки, и где линии не пестрят разнообразием конфигураций; изображение с сайта «Ярмарка мастеров» (https://www.livemaster.ru/item/18452489-dlya-doma-i-interera-podushka-s-vyshivkoj-bardzhello).

подушка с флорентийской вышивкой

Как это все происходило

Технически: так как у меня нет интерактивной доски, изображение выводилось на белую маркерную доску и элементы прорисовывались на доске маркером по проецируемому изображению. Изображения для анализа надо было выбрать в прямой проекции, снятой фронтально.

При анализе изображений ставились задачи:

- определить повторяющийся элемент (раппорт), его границы,

- понять, как строится раппорт, из каких элементарных единиц,

- понять, как изменяются элементарные единицы узора при переходе от предыдущей к последующей,

- понять, как упростить построение раппорта (если возможно) для получения более аккуратного и быстрого результата,

- попробовать записать схему узора математически, как можно более просто, коротко и понятно,

- придумать, как можно клонировать повторяющиеся элементы и задать им изменения,

- как можно изменить схему, чтобы сделать вышивку другой,

- насколько важен подбор цветов,

- какими инструментами выполнить схему.

Анализ изображения 

1) Выявляем раппорт. У данного изображения очевидны два варианта (обозначены синим и зеленым). В действительности, вариантов намного больше, целесообразно учащимся предложить подумать, «откуда стартовать» повторениям. Хорошо, если найдут, скажем, вариант, отмеченный красным.

выделяем раппорт

2) При большом увеличении разглядываем изделие, определяем тип стежка — прямой.

выделяем единичный элемент

3) Замечаем, что вся «красивость» достигается повторами одинаковых стежков и сдвигами этих стежков на одно и то же расстояние (в данном узоре)

анализ количества стежков и сдвигов

4) Внимательно разглядывая узор, замечаем, что в нем есть элементы, как будто отражающиеся друг в друге (вспоминаем мини-проекты по орнаментам, функцию в ГР PAINT Повернуть — отразить по горизонтали). Говорим об Отражении по горизонтали, вводим понятие Симметрия. Приходим к выводу, что достаточно изобразить только одну половину раппорта, вторая получается отражением по горизонтали, симметрией.

симметрия 1

 

симметрия 2

 

5) Придумываем запись. Будем указывать количество стежков и направление движения. Договариваемся, что в нашем узоре все стежки будут по 4 единицы длиной, а сдвиги по 2 единицы длиной. Тогда эти числа (4 и 2) можно не указывать на схеме, но записать в начале.

Для нашего узора, если взять за образец правое изображение, схема ( с учетом симметричности) будет такой:

(здесь приношу извинения, будет картинка, мы использовали в записи стрелки вниз и вверх, а в редакторе Новатора их не поставить)

схема

6) Замечаем, что конфигурация каждого ряда — одна и та же, ряды отличаются только цветом. Значит, достаточно построить только один ряд, затем клонировать и смещать вниз.

клонируем ряды

7) Приходим к выводу, что изменяя длину базовых стежков, изменяя длину сдвигов, можно получить другие узоры на основе этого.

8) Очевидно, что цвета могут быть любыми, но приятными глазу, гармонично сочетающимися. Желательно - «чистыми». Если речь идет об интерьерном изделии или аксессуаре, цвета должны гармонировать с остальной обстановкой или одеждой. Тут же обсуждаем, можно ли обойтись минимальным набором цветов или «растяжкой» в рамках одной гаммы.

Практическая часть

Непосредственно практическая часть начинается с показа, при этом обращаем внимание на точность изображения. В «настоящей» вышивке стежки разной длины и на разном расстоянии дадут в результате неаккуратный, некрасивый узор. При работе в графическом редакторе неудачное действие можно отменить. Маленькая хитрость: если схема строится сверху вниз, можно допустить неровность стежков внизу, но «верхушки» должны быть ровными. Наоборот: если узор строится вверх, ровным должен быть нижний край.

По ссылкам ниже можно посмотреть видеоурок в двух частях, моделирование образца вышивки в ГР PAINT. Программа записи скринкастов позволяет записать ролик длиной в 5 минут, поэтому две части.

часть первая: https://www.screencast.com/t/1Y92vecLqd

часть вторая: https://www.screencast.com/t/hMktNy1b

Что в итоге получилось

Из-за недостатка времени (откладывать завершение задания на следующий урок не хотелось) решили обойтись без зубцов в одной группе, а в двух других взяли в работу другие узоры. 

схема в желтых тонах
После длительных экспериментов А. решила остановиться на желтом цвете и поэкспериментировать со сдвигами

 

синяя фантазия
В. выбрала для работы оттенки синего и тоже изменила схему

 

схема "волна" в красном
К. решила взять оттенки красного

 

разноцветная схема
Раз можно любые цвета, то вот и любые

 

более сложная конфигурация
4 цвета, "арка" и "зубец". Д. постарался.

 

схема с ошибками
Что бывает, если неаккуратно стыковать стежки. Но у автора плохое зрение, и по белым "щелям" он ориентировался.

 

 

И что дальше?

А дальше они ходят, и ходят, и спрашивают, и спрашивают: "А когда будем по-настоящему вышивать?". Пусть "зреют", будем. Мы уже придумали, что это могут быть пеналы, очешники, кошельки, ключницы и закладки. И будем мы, как настоящие средневековые флорентийцы. 

Кол-во комментариев: (10)

Людмила Рождественская
Вот каждый раз, когда читаю посты Лады, пытаюсь определить, она сама и ее подходы к обучению ближе к мейкерам или это вписывается в STEAM? А по этой статье поняла, что это чистый STEAM-проект. Спасибо! Кстати, это с Лады Сащенко списана одна из примет STEAM-учителя в моем посте: "Вы понимаете, что вышивание крестиком - это не только развитие мелкой моторики и знаете, как “подложить” под него информатику…" :) https://novator.team/post/142
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Екатерина Алексеева
    Лада, Вы - гений! А не хотите этот проект подать на конкурс iУчитель в номинации STEAM-учитель? Я бы болела за Вас! Мне кажется - очень красивое, интересное исследование, высокий уровень на этапе воплощения и есть перспектива развития.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Дегтярева
    Лада, почему выбран paint, а не Excel? В Excel проще закрашивать клеточки, быстрее и ровнее. При этом можно копировать. И почему нельзя просто в тетради? Узор несложный и опять быстрее, чем в paint. С моей точки зрения, использование paint здесь нецелесообразно.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Елена, по порядку. 1) Во-первых, Excel-я нет в принципе. У нас есть Google-таблицы, и в них как раз есть уроки по созданию схем для вышивки (есть пост на Новаторе и в "старой" Галактике) и есть OpenOffice. 2) В электронных таблицах нет закраски, там заливка, это принципиально разные действия с изображениями. И мы не закрашиваем, мы настраиваем инструмент и среду (толщину линии, направление и сетка) для того, чтобы получались ровные линии. Это развитие глазомера, аккуратности, где-то - волевых качеств, где-то - контроль над эмоциями. А в электронных таблицах просто выбор ячеек и задание свойств. Это принципиально разные действия. Для ЭТ есть свои задания. 3) Копировать криволинейные области в электронных таблицах нельзя. Попробуйте сделать копию залитых ячеек и отразить из симметрично. Попробуйте выделить непрямоугольную область, со сложной ломанной линией контура, скопировать и переместить вплотную к такой же изломанной. Не получится. Мы же отрабатывали в этом задании симметрию и параллельный перенос. 4) смена цвета в образце, если он правильно построен, в PAINT происходит просто сменой цвета и командой заливки. В ЭТ придется выделять весь диапазон ячеек как несвязанные и перекрашивать. 5) В тетради они рисовали более простые узоры. Этот узор (замощение всей площади) в тетради они бы рисовали месяц. Вот это точно, на мой взгляд, была бы тупая неблагодарная и нецелесообразная работа. 6). Целью работы была отработка копирования, вставки, симметрии, перемещения плюс освоение навыков работы в графическом редакторе: инструментарий, движения мышью, горячие клавиши. В конце года детям работать в КОМПАС, через год в GIMP, еще через год в КОМПАС на более серьезном уровне, Blender и ScetchUp. Там нет ровных ячеек, которые нужно просто залить, все построения нужно делать движениями мышки и при помощи кучи горячих клавиш. Если не научить их сейчас "рисовальным" движениям мыши, потом беда будет. 7) А скоро у нас работа по созданию новогоднего орнамента. для открытки. В PAINT. Для красивого орнамента надо тренироваться, а тренироваться некогда и негде, ни в одном предмете не учат рисованию на компьютере
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Дегтярева
    Лада Сащенко Спасибо за развернутый ответ. Убедили! В продолжение темы (не спора, его нет ;) ) посмотрите какие красивые картинки можно рисовать в Excel http://andremaryn.ru/excel/excel-ne-tolko-matematika-i-formulyi-no-i-is в конце поста рисунок лягушки. Более сложные варианты есть в посте "Невероятные произведения искусства. Сделано в Excel" В то время как большинство пользователей рассматривают Microsoft Excel, как инструмент для проведения расчетов, некоторые воспринимают Excel как холст, на котором можно творить произведения искусства. http://micro-solution.ru/excel/various/excel-art
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Елена Дегтярева
    в статье есть Японское искусство от Тацуо Хориучи, Мона Лиза -автор этой картины, Амит Агарвал признался в использовании специального программного обеспечения в Excel, которое автоматически преобразует картину в пиксельную графику. Супер Марио - картина по мотивам знаменитой игры Super Mario Bros. была целиком создана в Excel без использования дополнительных программ и специализированных инструментов.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лада Сащенко
    Елена Дегтярева, я видела работы японцев. Да, это очень впечатляет; деткам показываю, когда начинаем клеточным рисованием в ЭТ заниматься. Про Супер Марио не знала, очень интересный факт, за него отдельное спасибо, обязательно покажу ученикам, и упомяну Вас, - моим одаренышам доставляет удовольствие, когда при использовании каких-то материалов я говорю о людях, от которых эти материалы пришли. Дополнительный интерес - чем еще эти самые люди занимаются? Вдруг их и Майнкрафт заинтересует...
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Лора Кравченко
    Читала пост Лады и вспомнила почему-то клинопись на дощечках у Андрея Рожкова. В таких "мейкерских" экскурсах в прошлое есть какая-то магия. Хочется отправится вслед за ними и тоже начать вышивать, писать на глиняных дощечках. наверное, это наше природное начало тянет нас от экранов мониторов к занятиям наших предков.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии