Как музыканты слышат музыку, читая ноты, так математика может научить видеть цифровые объекты через их записи формулами.
Как этому научиться? Можно, например, предлагать ученикам такие задания в которых требуется "записать" этот самый объект, восстановить его запись по визуальному изображению.
А можно, наоборот, попробовать просто "рисовать функциями". Хотя, скорее, это конструирование, сборка из деталей. Один совсем свежий пример...
Снеговик не из привычных "шаров", а из "комов"
Снеговиков в Desmos "рисуют" (собирают) обычно с помощью уравнений окружности, для закрашивания используя неравенства. Таких, например, или вообще, клетчатых, но все равно, из "шаров".
Поэтому, размещенный в сообществе Signum cнеговик, сделанный как-то по-другому, привлек мое внимание. Захотелось разобраться, а как это устроено. Автор этого снеговика Александр Шевчук.
Составные части снеговика - комы - "нарисованы" с помощью комбинации операторов distance, с которыми я не очень до этого была знакома. Сам по себе он совсем не сложен, но не хватит никакого воображения, чтобы "увидеть", какие необычные фигуры может порождать их комбинация (сумма или произведение).
Элементы фигуры через точки настройки и оператор distance
Небольшой экскурс в тему оператора distance...
Desmos. Оператор distance. Автор Александр Шевчук:
..многие знают, что distance это упрощенная форма расчета расстояния между двумя точками по теореме Пифагора. Но тем не менее, у него расширенная форма синтаксиса и некоторые интересные особенности применения. В тело оператора можно вставлять не только координаты конкретных точек, но и точку с координатами в виде переменных "x" и "y". В приведенном макете это точка g= (x,y). Таким образом можно численно-графическим способом решать системы уравнений в теме оптимизации.
Проблема в том, что таким образом нельзя получать расчетные численные значения и можно ориентироваться только на график. Но и это полезно для понимания динамики математических процессов. Если решать практические задачи, то выставляя маркерную точку при помощи масштабирования, можно получить координаты с точностью до девятого знака после запятой. Даже космические корабли с такой точностью не отправляют в полет. И конечно можно создавать фигурки для рисования.
Заглянув в папки с названиями элементов, обнаруживаем, что каждый "снежный ком" задается 4-мя точками настройки (из них 3 точки с числовыми значениями и 4-ая, координаты которой заданы переменными).
Форма "кома" лепится парой условий: одним уравнением (для контура) и одним неравенством (для заливки цветом).
Меняя положение подвижных точек настройки, вы можете менять форму элементов, вернее, тремя точками и ползунком f в папке. Они сделаны видимыми:
Файл Снеговик 21 с открытыми папками и точками настройки элементов фигуры
Превращение снеговика в цветик-семицветик. Работа с формой.
Но что делать с готовым снеговиком? Просто смотреть на него?
Чтобы понять, как это устроено, можно разобрать объект на части, а потом попытаться собрать из этих частей какой-то свой, новый, объект.
Такой объект придумался как "цветик-семицветик". Почему именно он? Какая связь снеговика с цветком? Может быть, потому, что "комов" в снеговике оказалось ровно семь? И еще всплыло в памяти задание для первоклашек по теме, которое делала когда-то давно, правда, с помощью совсем других инструментов.
В процессе обдумывания задачи, возникали вопросы:
- Как мне передвинуть все комы в нужное место и сдвинуть их к какому-то общему центру - нового объекта - цветка?
- Как изменить форму кома на форму лепестка?
- Как дорисовать еще один ком-листок?
- Как дорисовать стебель?
Отвечая на эти вопросы и меняя что-то в записи формул, удалось постепенно все проблемы решить. Очень выручала подвижность точек настройки, которые можно было просто перетаскивать мышкой. В остальном требовалась только аккуратность в именовании переменных для лепестков (по две папки на каждый объект).
По готовым лекалам с помощью точек настройки наконец собрала цветик-семицветик, пока не раскрашенный.
Цветик-семицветик. Не раскрашенный
Как рисуется лист и стебель с помощью готовых форм и уравнений (неравенств)
Тут все будет ясно по картинкам. Листик создан ровно теми же двумя папками с тем же набором точек и функций.
Стебель задан параболой, видимой на отрезке:
Раскрашиваем цветик по схеме КОЖЗГСФ
Для раскраски нужны были 7 "чистых" цвета для окрашивания лепестков, как в оригинальной сказке.
Расшифровка этих цветов известна всем из курса средней школы:
КОЖЗГСФ - Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Вот вам и цветик-семицветик.
Осталось подобрать rgb-кодировку цветов.
Например, красный запишем с помощью оператора h_{1}= rgb(255,0,0)
Остальное предлагаю разобрать самим читателям:
Таким образом, из форм снеговика в Desmos сделала цветик-семицветик. Недостающие для листика и центра цветка формы создала по прототипу.
Потом отдельно решала задачу с раскраской лепестков.
И теперь (и это самое главное), у меня теперь есть задачка для учеников по раскрашиванию его лепестков в чистые цвета по схеме: КОЖЗГСФ.
Добавление в программу смены цветов для лепестков
Как тему развил Александр, записав чередование цветов с помощью списков!
Цветик-семицветик-2001 rgb. Смена цвета Версия Александра Шевчука
Вроде, теперь к этому файлу добавить нечего? А вдруг...
Присоединяйтесь!
P.S.
Этот пост - попытка рассказать о процессе обмена знаниями, именно так, не просто файлами... Хотя со стороны могло и как-то по-другому показаться, наверное. С огромной благодарностью к Александр Шевчук,
который стал настоящим инициатором этого поста.
Статьи по теме
- Ёлка в стиле Кандинского
- Как мы участвовали в Desmos Art Contest
- Ускоренный курс по Арт-графике в Desmos: учимся рисовать функциями
- Международный конкурс Арт-математических искусств Desmos
- Идеи заданий с подвижными отрезками
- Виртуальный геоборд своими руками
- От бумаги к цифре: утренние ремиксы
- Мондриан как артефакт
- Ремикс-проект начинается с рамы
- Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
- Калейдоскопы как ремиксы
- О "Розе ветров" и других визуализациях-ремиксах в Desmos
- Polygon: от подвижных геометрических фигур до картин
- Страсть к кругам и окружностям
- Списки? А для чего они нужны? Потренируемся?
- Геометрия "ледяного" узора и принт на футболке