Заданий на поиск сходств и различий не так много в школьной практике. Их, скорее, относят к досугу. Между тем, умения концентрироваться, быть внимательным, подмечая мельчайшие детали, помогает как при чтении "смешанных текстов", так и при разборе задач-заданий по всем предметам. На чем же можно тренировать такие умения?
Об этом писала ранее в постах:
В обоих речь идет о специальных формах заданий - сетах из 4-х и 16 объектах соответственно. В них, прежде чем сравнивать, нужно выявить основания (признаки) для различения.
Но можно создать такие материалы, в которых задача будет более простой - найти не признаки, а детали, которые и задают различия. Материал для заданий такого рода должен быть интересен для учеников и обязательно насыщен деталями. При этом, хотелось бы, чтобы процесс создания "картинок" не занимал много времени.
И такие возможности есть!
NGAkids Art Zone - разработка Национальной галереи США для детей
Для создания образцов рисунков использовано приложение из программы NGAkids Art Zone, которую можно скачать с сайта https://www.nga.gov/education/kids.html.
Программа совместима с последними версиями Mac OS X и Windows и не требует подключения к Интернету. Используйте ссылки для скачивания, чтобы установить программу на свой компьютер.
Художественных стилей - на выбор - в этой программе несколько. Все эти стили представлены в экспонатах Национальной галереи США в Вашингтоне.
Во всех разделах программы можно генерировать свои "картины", несколько версий одной картины, богатых различающимися деталями. Всего 17 программ в коллекции: Brushster, Dutch House, Faces and Places, Jungle, Photo Op, Sea-Saws, Still Life, 3-D Twirler, Collage Machine, Cubits, Flow, Mobile, Paintbox/Swatchbox, Pixelface, and Wallovers.
Мы же выберем пока одну программу - Dutch House
Голландский дом Вермейра
Перед нами - настоящий 3-хэтажный голландский дом. Такой, как на картинах знаменитого Вермейера и нескольких других голландских художников, творивших в 17-м веке.
Нижний этах голландского дома - кухня, средний - столовая, верхний - мастерская художника. Картинку с изображением каждого из этажей можно редактировать и менять по своему усмотрению.
На картине, кроме деталей интерьера, присутствуют изображения персонажей. Их можно менять, выбирая из небольшой библиотеки, а также перемещать по картине.
Нам для наших заданий по поиску различий понадобится две похожие картины. При их создании лучше сразу решить, сколько и каких различий в них вы заложите. И для таких различий немало возможностей. Рассмотрим их на примере "мастерской художника":
- количество окон на левой стене,
- "ночь" или "день" за окном,
- ставни на окнах (закрытые и открытые),
- расцветка пола,
- местоположение некоторых объектов (зеркало, мольберт, карта),
- объекты на столе в центре,
- картины на мольберте (для их создания есть специальный инструмент - "фотоаппарат", делающий мгновенный снимок любого фрагмента этой мастерской).
Вот пример двух картин всего с двумя заложенными в них отличиями:
А вот задание, для разработки которого использовался "первый этах - кухня!
Здесь для "генерирования" различий можно даже расписать в стиле Делфтского фарфора тарелки в буфете.
Задания могут быть двух разных типов: можно искать различия на похожих картинах с ограниченным числов различий, а можно искать, напротив, сходства.
1-ый вариант активности: найти различия
Сначала 1 деталь
Потом две детали
Потом три
и т.д. до 10 деталей.
2-ой вариант активности: найти сходства (обратная)
Сначала 1 деталь
Потом две детали
Потом три
и т.д. до 10 деталей.
Still Life
Есть также похожая программа Still Life - для создания различающихся деталями натюрмортов.
Активность про поиск сходств и различий (прототип)
Разумеется, у нас в школе работать с этими программими будут ученики, котоорые и создадут активности для более младших школьников. Это обучение в формате DBL (“design based learning” или "обучения на принципах дизайна"), о котором пишет в своем посте Борис Ярмахов.
А что об искусстве Вермейера?
Ученики, выполнив упражения на поиск сходств и различий, могут вместе поискать ответы на вопрос...
- Каковы особенности архитектуры голландского дома?
- Как вы могли бы охарактеризовать мебель в доме? Можно ли ее назвать "дорогой и замысловатой"?
- Каковы предметы декора голландского дома?
- Какие материалы использовались при строительстве и оформлении внутренних помещений?
- Кому мог принадлежать дом с картины Вермейера? Каков род занятий хозяина дома?
- Почему Вермейера называли "мастером бытовой живописи"?
Какие еще вопросы придумать, чтобы побудить учеников самих искать информацию об этом художнике и его "голландском доме"?
Полезные ссылки:
Публикации по теме DBL
- Мастерская как форма распределенной работы со старшеклассниками: создаем задание в 3D
- Как мы вовлекли учеников в разработку активностей в TeacherDesmos и что из этого вышло
- От узора на клетчатом листке к STEAM-проекту
- Домик Винни Пуха как идея для design based learning
STEAM в школе
- STEM - STEAM - STREAM на смену предметам и предметникам...
- Может ли школьная математика стать STEM-образующим предметом?
- Мондриан как артефакт
- STEAM-идея: эшеровские замощения с помощью черепашек-исполнителей
- О творческих домашних заданиях, или Могут ли все ученики быть успешными?
- Национальный узор и математика
- Прекрасная геометрия на бумаге и не только...
- Cмотри в зеркало, или Задачи на осевую симметрию в Geogebra
- Конструкторы узоров для текстиля. Часть первая: рисунки Сони Делоне
- "Угадать" ситчик! Ткани Варвары Степановой и Любови Поповой
- Весенняя тема: создаем банданы и образцы ткани с "огурцами"
- Бумага и цифра вместе...
- Математика и искусство — переплетение возможно!
- АРТ-математика: воплощаются ли идеи?
- Ловим рыбку в море, или Игры, пазлы, мультики в GeoGebra
- Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет...
- Русский авангард и другие художники в Desmos
- Как привести солнце в движение, или Послесловие к виртуальной выставке
- "Полярные" витражи, или Крути калейдоскоп в Desmos!
- Постер как форма упаковки информации в STREAM-проекте: Колдер и Вазарели
- STEAM-проект: генератор Кандинского и другие интерактивные апплеты в GeoGebra
- STEAM-проект: черный квадрат Малевича в Desmos и GeoGebra
- STEAM-проект: треугольник в GeoGebra, как получить картину?
- STEAM-проект: мозаики Эшера в GeoGebra
- STEAM-проект: задачи на картинах
- По следам мастер-класса АРТ-математика: идеи и воплощения
- Рисуем мандалы в GeoGebra, или Чудо поворотной симметрии
- Урок виртуальной кройки: клетка, полоска, узор...
- Геометрия лоскутного одеяла: новые идеи...
- Спирали и спирографы: джазовые импровизации в GeoGebra
- Кривые Безье и воспроизведение картин оп-арта в GeoGebra
- Что общего между снежинкой и оп-артом?
- "Случайная" красота в GeoGebra