Публикации сообщества

Людмила Рождественская • 12 января 2020

"Голландский дом" Вермейера как объект для поиска сходств и различий

Заданий на поиск сходств и различий не так много в школьной практике. Их, скорее, относят к досугу. Между тем, умения концентрироваться, быть внимательным, подмечая мельчайшие детали, помогает как при чтении "смешанных текстов", так и при разборе задач-заданий по всем предметам. На чем же можно тренировать такие умения?

Об этом писала ранее в постах:

В обоих речь идет о специальных формах заданий - сетах из 4-х и 16 объектах соответственно. В них, прежде чем сравнивать, нужно выявить основания (признаки) для различения.

Но можно создать такие материалы, в которых задача будет более простой - найти не признаки, а детали, которые и задают различия. Материал для заданий такого рода должен быть интересен для учеников и обязательно насыщен деталями. При этом, хотелось бы, чтобы процесс создания "картинок" не занимал много времени.

И такие возможности есть! 

NGAkids Art Zone - разработка Национальной галереи США для детей 

Для создания образцов рисунков использовано приложение из программы NGAkids Art Zone, которую можно скачать с сайта https://www.nga.gov/education/kids.html.

Программа совместима с последними версиями Mac OS X и Windows и не требует подключения к Интернету. Используйте ссылки для скачивания, чтобы установить программу на свой компьютер.

rrr

Художественных стилей - на выбор - в этой программе несколько. Все эти стили представлены в экспонатах Национальной галереи США в Вашингтоне. 

Во всех разделах программы можно генерировать свои "картины", несколько версий одной картины, богатых различающимися деталями. Всего 17 программ в коллекции: Brushster, Dutch House, Faces and Places, Jungle, Photo Op, Sea-Saws, Still Life3-D Twirler, Collage Machine, Cubits, Flow, Mobile, Paintbox/Swatchbox, Pixelface, and Wallovers.

image-20200111092119-1

 

Мы же выберем пока одну программу -  Dutch House

Голландский дом Вермейра

Перед нами - настоящий 3-хэтажный голландский дом. Такой, как на картинах знаменитого Вермейера и нескольких других голландских художников, творивших в 17-м веке.

Нижний этах голландского дома - кухня, средний - столовая, верхний - мастерская художника. Картинку с изображением каждого из этажей можно редактировать и менять по своему усмотрению.

image

На картине, кроме деталей интерьера, присутствуют изображения персонажей. Их можно менять, выбирая из небольшой библиотеки, а также перемещать по картине.

v1

Нам для наших заданий по поиску различий понадобится две похожие картины. При их создании лучше сразу решить, сколько и каких различий в них вы заложите. И для таких различий немало возможностей. Рассмотрим их на примере "мастерской художника":

  • количество окон на левой стене,
  • "ночь" или "день" за окном,
  • ставни на окнах (закрытые и открытые),
  • расцветка пола,
  • местоположение некоторых объектов (зеркало, мольберт, карта),
  • объекты на столе в центре,
  • картины на мольберте (для их создания есть специальный инструмент - "фотоаппарат", делающий мгновенный снимок любого фрагмента этой мастерской).

Вот пример двух картин всего с двумя заложенными в них отличиями:

image-20200111100728-2

А вот задание, для разработки которого использовался "первый этах - кухня!

image-20200111100656-1

Здесь для "генерирования" различий можно даже расписать в стиле Делфтского фарфора тарелки в буфете.

image

Задания могут быть двух разных типов: можно искать различия на похожих картинах с ограниченным числов различий, а можно искать, напротив, сходства.

1-ый вариант активности: найти различия

Сначала 1 деталь

Потом две детали

Потом три 

и т.д. до 10 деталей.

 

2-ой  вариант активности: найти сходства  (обратная)

Сначала 1 деталь

Потом две детали

Потом три 

и т.д. до 10 деталей.

Still Life

Есть также похожая программа Still Life - для создания различающихся деталями натюрмортов.

 

image-20200111095430-1

Активность про поиск сходств и различий (прототип)

Разумеется, у нас в школе работать с этими программими будут ученики, котоорые и создадут активности для более младших школьников. Это обучение в формате DBL (“design based learning” или "обучения на принципах дизайна"), о котором пишет в своем посте Борис Ярмахов.

А что об искусстве Вермейера?

Ученики, выполнив упражения на поиск сходств и различий, могут вместе поискать ответы на вопрос...

  1. Каковы особенности архитектуры голландского дома?
  2. Как вы могли бы охарактеризовать мебель в доме? Можно ли ее назвать "дорогой и замысловатой"?
  3. Каковы предметы декора голландского дома?
  4. Какие материалы использовались при строительстве и оформлении внутренних помещений?
  5. Кому мог принадлежать дом с картины Вермейера? Каков род занятий хозяина дома?
  6. Почему Вермейера называли "мастером бытовой живописи"?

Какие еще вопросы придумать, чтобы побудить учеников самих искать информацию об этом художнике и его "голландском доме"?

Полезные ссылки:

Сотворение дома

Публикации по теме DBL

STEAM в школе

 

Кол-во комментариев: (5)

Лора Кравченко
Людмила, замечательный ресурс! Просто кладезь для уроков по искусству. Отправляю ссылку своей подруге - учителю МХК. Спасибо!
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
  • Людмила Рождественская
    Особенность этого ресурса в том, что он расширяет возможности работы в STEAM-подходе. С их помощью можно создавать учебные материалы с математической составляющей.
  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии