Что значит "играть" с цифровым объектом? Тут можно подобрать множество разных глаголов: видоизменять, переворачивать, выворачивать, отражать, дополнять, дорисовывать, прятать (скрывать), наделять новыми свойствами, кодировать, составлять пары, группировать в сеты и т.д.
На этот раз, описываю продуктивную и привлекательную идею игры по поиску объектов согласно выделенному признаку (признакам) и созданию из них новых объектов - сетов. Она представлена на сайте Which One Doesn’t Belong?. В продолжение поста Необычные коллекции для учителя математики...
Четвертый - лишний
Сайт https://wodb.ca/ создала Mary Bourassa, но основа его пополнения - коллективный вклад, как и во многих других проектах, представленных здесь: Math/Number Talk Resources. Дополняют его учителя через заполнение формы Submission Form
Сайт «Какой из них не принадлежит?» посвящен головоломкам, заставляющим поломать голову как учителей математики, так и учеников. В каждой - нет одного "правильного ответа", но есть много разных способов выбора одного объекта, который не принадлежит данному набору из четырех.
При решении головоломки
- Вы сами придумываете основания для различения 4-х объектов из набора (сета).
- Руководствуясь выбранным основанием, исключаете из сета один "лишний" элемент, который не принадлежит сету по выбранному вами основанию (принципу).
- Объясняете свой выбор другим!
Разделы сайта: типы наборов
Всего на сайте три типа сетов: фигуры, числа, графики и уравнения.
Четверки "геометрических" объектов (сеты)
"Фигуры" или "формы" здесь - вовсе не строгие геометрические понятия. Часто они представлены посредством фото архитектурных объектов, значками, иконками, наборами деталей самых различных конструкторов,... вплоть до детских рисунков.
Пример решения сета вместе с ответами учеников
Основания для различения выбирались учениками разные: не только форма и цвет объектов, но и категория "съедобное-несъедобное".
Сеты, связанные с числами и графиками
Пример решения графического сета (вместе с ответами учеников)
Видим, что "лишний элемент", выбранный разными учениками, как и обоснования - разные:
Незаконченные сеты - обратная задача
Для того, чтобы пробудить фантазию соавторов, пополняющих коллекцию, автор сайта, задавая тему, выкладывает "незаконченные сеты". К каждому такому нужно всего лишь добавить 4-ый элемент, но, бывает, и два. В каком-то смысле, это задача, обратная тем, которые ставятся в других разделах сайта.
Создаем цифровые сеты сами
В процессе подготовки к июньским проектным мастерским в нашей школе (TKVG) в голову пришла новая идея мастерской - предложить ученикам самостоятельное создание цифровых объектов согласно принципам проекта Which One Doesn’t Belong? .
Чтобы потом собрать их в общей TeacherDesmos-активности.
Учебную деятельность подобного типа (по разработке и созданию учебных материалов) описываю, например, в посте Как мы вовлекли учеников в разработку активностей в TeacherDesmos и что из этого вышло и еще - в другом посте Мастерская как форма распределенной работы со старшеклассниками: создаем задание в 3D
Конкретная учебная деятельность по теме "четвертый - лишний" может предварять разработку и создание учениками "полиграфов". Полиграф тоже создается из цифровых объектов самого разного типа. Общими с сетами проекта Which One Doesn’t Belong? являются следующие принципы
- Все объекты относятся к одному классу (типу), но имеют отличия.
- В сете, как и полиграфе может быть "зашито" несколько различительных свойств (признаков) объектов.
- В процессе игры в полиграф происходит выявление оснований для различения и отсев "лишних" объектов. Тот же принцип - в разгадывании сета.
Об этом подробно в двух моих ранних постах.
Почему все это НЕ игра и НЕ способ "разнообразить урок"?
Да, такие задания, как "сеты" и "полиграфы" достаточно редки в нашей школьной культуре урока математики. НО!
В каком случае такие задания для нас ценны?
- Если мы понимаем, что они - о той самой "интерпретации данных".
- Если мы хотим сместить акцент в работе с "получения ответа" на "объяснение и контекстуализацию".
- Если мы хотим, чтобы ученики не торопились с ответами и делились своими мыслями с другими.
- Если мы хотим, чтобы на уроке была по-настоящему реализована дифференциация.
- В конце-концов, это поддержит позитивное отношение учеников к изучению математики...
Активность на выделение признаков сходства и различий у объектов
Активность Which One Doesn’t Belong? создала, использовав исключительно материалы сайта http://wodb.ca/index.html. При формировании слайдов исходила из разнообразия представленных сетов: так чтобы были и "математические" и "нематематические". Это исключительно важный момент, почему - можно обсуждать отдельно.
Это задание нужно было включить в мастерскую, чтобы "объяснить не объясняя"! То есть, чтобы в процессе его выполнение и обсуждения решений принципы создания "загадочных четверок" были выведены самими ученикам.
На фото ученики 10 класса знакомятся с самой идеей цифрового сета и принципа "четвертый - лишний" . Следующим этапом они начнут генерировать свои идеи для таких "четверок". А потом и создавать новые цифровые объекты!
Продукт, созданный сообща
Which One Doesn’t Belong? 6.06.19
Да, получившийся продукт не идеален: есть и небрежности в оформлении сетов, а есть и кое-где - непродуманность подбора элементов. Последнее выявилось на этапе тестирования и обсуждения, а времени на переделку уже не было :(
Но учтем, что описан процесс творения учениками новых объектов, а не решения готового задания, созданного кем-то... И подобную задачу они решали впервые!
А чтобы оценить и сложность, и возможности подобной учебной активности, предлагаю вам создать свой собственный сет из 4-х любых элементов согласно принципу "4-ый - лишний".
Удачи!
Ссылки по теме "цифровая среда для изучения математики"
- STEM - STEAM - STREAM на смену предметам и предметникам...
- Может ли школьная математика стать STEM-образующим предметом?
- "Черный ящик" среды цифрового обучения
- Стрельба по мишени, или Цифровые инструменты организации мышления на уроке математики
- Новая стратегия преподавания школьной математики: "умная бумага"
- STEAM-математика: Почему так важны какие-то ползунки?
- Мондриан как артефакт
- Мини-исследование в классе: есть ли у вас чувство времени?
- Статистика на карманах
- Учителям математики нужен новый подход
- Ремикс-проект начинается с рамы
- Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
- Математическая задача как вызов. Уроки в Desmos
- Инструкция: как создать "объект в зеркале" в среде Desmos
- Классные активности в TeacherDesmos: инструкция для новичка
- Обучение на полиграфе
- Создатели полиграфов
- Мастерская как форма распределенной работы со старшеклассниками: создаем задание в 3D
- Как мы вовлекли учеников в разработку активностей в TeacherDesmos и что из этого вышло
-
Необычные коллекции для учителя математики