"Зачем мне это?" - подумает учитель, которому уже предложены готовые решения в виде онлайн-учебников. Объясню. И есть два ответа. Глобальный - чтобы оставаться субъектом в учебном процессе, тем, кто учит учеников, пусть и по-другому - частично - через "цифру". При наличии хороших готовых онлайн-учебников и развитой школьной инфраструктуре доступа к ним учеников ваша субъектность как учителя на уроке - под большим сомнением. Об этой проблеме писала в посте "Черный ящик" среды цифрового обучения
Но, в общем-то, пост не об этом.
Desmos как инструмент для изобретений
Второй ответ требует разворачивания. Начинается он с того же хода: появляются действительно мощные инструменты, те же цифровые учебники и платформы, в "начинке" которых учителю разбираться не надо, да он и не сможет понять, как это работает, даже если захочет. За красивыми картинками и великолепной обратной связью от таких систем - высококвалифицированная работа больших творческих групп методистов, программистов и дизайнеров.
Есть, правда, другие цифровые решения, не "пакетные", когда в руках у учителя оказывается удобный инструмент, которым он вполне может научиться пользоваться... Но, сталкиваясь с первыми же трудностями в его освоении, оставляет пробы с ним, а, тем более, не применяет системно в своей работе с учениками.
Возьмем для примера графический онлайн-калькулятор Desmos.
Вот в чем беда, о которой неоднократно писала в своих постах... При попытке "загрузить" в калькулятор классические задачи из бумажного учебника практически каждая задача "схлопывается" - у нее не остается привычного учебного содержания и, что важно, необходимой сложности для преодоления учеником. Всю возможную сложность задачи берет на себя условный компьютер, ученику остается лишь верно записать уравнение или справиться с интерфейсом.
Пример:
"В кабинете математики... [гости]... наглядно убедились в преимуществах новых интерактивных досок: два ученика получили задание начертить треугольник, только один делал это на обычной доске мелом, а другой использовал инновационное оборудование. Разумеется, второй ученик справился быстрее." Источник
Но ведь тем и интересны эти новые инструменты, что с их помощью вы можете придумывать такие учебные задачи и в такой форме, которые раньше были невозможны. Если идете в противоположном направлении - от самого инструмента и его возможностей...
Если вы учитель математики, вы сможете оценить предложенные в статье решения, открывая апплеты по ссылкам. Чтобы понять, как это работает...
О визуализации данных...
Все чаще в разных вариантах встречаются задания на чтение текста, содержащего самые разнообразные данные. В этом посте - несколько готовых решений, как с помощью графического калькулятора Desmos cоздать "живые" слои на картах и картинках, а также - подвижные графики и диаграммы, которые помогают визуализировать данные.
В архиве Галактики есть целая серия моих публикаций на тему заданий на функциональную грамотность и чтения текстов, содержащих данные:
- Текст и математика. 1-ый этап: Проектируем учебную ситуацию!
- Текст и математика, 2-ой этап. Ищем материал для заданий
- Текст и математика, 3-ий этап: Анализируем открытые данные
- Итоги МК "Текст и математика"
- Рабочий лист в табличном редакторе - примеры использования
- О составлении заданий на естественно-научную и математическую грамотность
- О составлении заданий на функциональную и математическую грамотность
Но этим публикациям больше пяти-семи лет, а сейчас появились новые возможности, в том числе, технические, для разработки таких заданий.
Пример 1. Чтение таблицы. Интерпретация данных
При создании этого задания не использовано никаких особенных технических приемов, это обычный тест с выбором вариантов ответов.
Пример 1. Пробуем!
Пример 2. Выделение областей на карте с помощью подвижных прямоугольников
Здесь требуется внимательно ознакомиться с условными обозначениями на карте и, перетягивая за две подвижные точки, разместить цветной прямоугольник в соответствии с условием задания.
Техническое решение в апплете "Подвижный закрашенный прямоугольник". Примечание: нужная картинка "подкладывается".
Используются инструменты: подвижные точки, ползунки, метки, полигоны (многоугольники).
Пример 2. Пробуем!
Пример 3. Выделение областей на карте с помощью подвижных кругов
Здесь также требуется ознакомиться с условными обозначениями на карте и, перетягивая за подвижные точки на круге (центр и радиус), разместить цветной круг в соответствии с условием задания.
Техническое решение в апплете Подвижные круги.
Используются инструменты: подвижные точки, ползунки, метки, уравнение окружности.
Пример 3. Пробуем!
Примеры 4 - 6. Чтение данных на карте или тексте и их отображение на графике
Здесь требуется ознакомиться с условными обозначениями на карте и, перетягивая за подвижные точки, "подтянуть" цветной столбик в соответствии с условием задания.
Техническое решение в апплете .
Используются инструменты: подвижные точки, ползунки, метки, двойные неравенства.
Пример 4. Пробуем!
Пример 5. Техническое решение в апплете . Используются инструменты: подвижные точки, ползунки, метки, двойные неравенства.
Пример 6. Пробуем!
Примеры 7 - 8. Чтение данных в тексте и их отображение на графике
Здесь требуется прочитать текст и, перетягивая за подвижные точки, "переместить" точки на графике к в соответствии с условием задания.
Техническое решение в апплете .
Используются инструменты: таблица - для графика, подвижные точки, ползунки, метки.
Пример 7. Пробуем!
Пример 8. Пробуем!
Разработчики
Все примеры, рассматриваемые выше, взяты из teacher.desmos - активности, разработанной в качестве уровневой работы для учеников 6-го класса TKVG в 2019 году. Авторы - учителя TKVG: Л.Рождественская, К.Торопова, А.Кукта. Визуализируем текст, работаем с данными!
Технические решения - Л. Рождественская
Буду рада, если вы сможете использовать предложенные апплеты для визуализации своих собственных заданий и задач!
Удачи!
Ссылки по теме "цифровая среда для изучения математики"
- STEM - STEAM - STREAM на смену предметам и предметникам...
- Может ли школьная математика стать STEM-образующим предметом?
- "Черный ящик" среды цифрового обучения
- Стрельба по мишени, или Цифровые инструменты организации мышления на уроке математики
- Новая стратегия преподавания школьной математики: "умная бумага"
- STEAM-математика: Почему так важны какие-то ползунки?
- Мондриан как артефакт
- Мини-исследование в классе: есть ли у вас чувство времени?
- Статистика на карманах
- Учителям математики нужен новый подход
- Ремикс-проект начинается с рамы
- Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
- Математическая задача как вызов. Уроки в Desmos
- Инструкция: как создать "объект в зеркале" в среде Desmos
- Классные активности в TeacherDesmos: инструкция для новичка
- Обучение на полиграфе
- Создатели полиграфов
- Мастерская как форма распределенной работы со старшеклассниками: создаем задание в 3D
- Как мы вовлекли учеников в разработку активностей в TeacherDesmos и что из этого вышло
- Необычные коллекции для учителя математики
- От бумаги к цифре: утренние ремиксы
- Флаги и дроби
- Принцип "четвертый - лишний"