Решила описать этот процесс чуть подробнее, может, кому-то будет интересно.
Зачем мы зовем учеников в сугубо “учительскую” среду?
Сначала нужно пояснить, что TeacherDesmos - это специальная среда, разработанная для управления классом. В ней есть масса удобных инструментов, чтобы учителю можно былр организовать работу с классом на уроке (или дистанционно), отслеживать действия учеников, организовывать обсуждение и т.д.. Подробнее об это в посте Классные активности в TeacherDesmos: инструкция для новичка.
Учителя могут, как использовать готовые активности, созданные другими в этой среде, так и разрабатывать свои. Учителя математики и даже некоторые учителя информатики нашей школы имеют такой опыт разработки собственных активностей. Здесь опять же нужно пояснить, что разработать самому интерактивное задание с мгновенной обратной связью, а не простое тестовое задание на выбор вариантов ответов, не так-то просто. Математическая "начинка", которая стоит за "умной бумагой", требует особых умений прочтения и расшифровки математических записей. Не говоря уже о том, чтобы использовать скрипты. Поэтому мы часто используем готовые англоязычные активности и их русскоязычные переводы в качестве прототипов. Берем из них отдельные элементы, интересные идеи, куски кода и перекладываем их на новую основу. Иначе говоря, делаем ремиксы.
На что уходит время? Например, поскольку многие задания должны быть проиллюстрированы, то картинки к ним нужно нарисовать в графических редакторах. Но у учителей математики вряд ли есть столько свободного времени. И тут на помощь могут прийти ученики-старшеклассники. Но, конечно, они выступают не только в роли дизайнеров картинок.
Творческие работы старшеклассников - для общей пользы
В свои Днях Дистанта, которые 2-3 раза в год мы организуем в школе уже 7 лет (смотреть об этом здесь Побег из классной комнаты: День дистанта), мы непременно включаем математические этапы для каждой параллели и всегда намеренно выбираем одну общую тему для всех классов. И эта тема - как многие знают, какая-то известная книга.
Вот и в этот раз (последний ДД проводился у нас 6 мая 2019 года), общей темой стала книга “Винни Пух и все-все-все” Алана Милна.
Именно для разработки заданий по этому предмету мы решили привлечь 10-классников в помощь учителям.
Проблемы нашего организационного проекта
В процессе подготовки заданий ДД стало понятно, что разработку математических активностей в среде TeacherDesmos нужно выделить в отдельный оргпроект. В составе складываюшейся в течение месяца проектной группы к концу января оказалось 9 учеников и 4 учителя математики нашей школы.
Организовать совместную работу всегда непросто! Особенно, если многие участники нигде не пересекаются друг с другом: учатся в разных классах и не знают "не своих" учителей.
К тому же, с самого начала было понятно, что этот проект долгосрочный, займет 3-4 месяца, что не всегда просто в условиях большой школы с массой других проектов и событий.
Вот список проблем (задач), которые нам нужно решить совместно:
-
Ученикам нужно научиться работать в редакторе активностей. Они имеют чисто ученический опыт выполнения заданий в среде, но никак не опыт разработчиков.
-
А учителям нужен более широкий кругозор, представление о том, какие вообще инструменты есть в среде, какие идеи уже реализованы с их помощью, а, главное, что из опубликованных активностей можно взять в качестве прототипов.
-
Кроме того, нельзя сказать, что все из привлеченных в проект учителей, имеют представление о всех возможностях редактора активностей. О том, как начать работать в редакторе, есть пост Редактор активностей в TeacherDesmos: графический калькулятор graph
-
Заранее объявляется конкретная дата проведения Дня Дистанта и нам нужно успеть разработать задания для всех параллелей. Значит, как в настоящем проекте, нужны четко поставленные задачи, сроки и ответственные.
-
Мы с коллегами понимаем, что для большей мотивированности и включенности учеников в процесс разработки, нужно сделать так, чтобы им потом стали доступны и результаты прохождения активностей учениками из разных параллелей. Чтобы они получили обратную связь о том, были ли разработанные ими задания интересны и полезны для учеников или же оставили их равнодушными.
-
Технически это организовать также непросто, так как коды классов к уже готовым активностям генерируют уже учителя, ведущие математику в классах. И, в конечном итоге, доступ к панели управления классом, из которой и видны результаты, есть только у одного учителя. Общее число учителей, включенных в процесс отслеживания действий учеников и проверки заданий, близко к десяти, включая учителей начальной школы. Значит, ученики-разработчики должны будут запросить от них всех доступ к анонимным статистическим данным, а также типичным ошибкам, или, напротив, интересным решениям, предложенным учениками, кто работы выполнял.
Как мы организовали процесс совместной разработки активностей?
Для выполнения описанных задач мы использовали несколько готовых решений, а также придумали несколько новых.
-
У нас есть и в течение трех последних лет прирастает материалами и новыми этапами сайт “Исследовательские проекты в среде desmos”, который мы используем в качестве среды дистанционного обучения и коммуникации разработчиков активностей. То есть, опыт этого года - для нас не первый, но самый масштабный по замаху и количественному составу участников (по сравнению с предыдущими годами). Сайт служит одним из главных средств обучения и коммуникации между участниками, хотя поддерживаю его в основном я, как руководитель проекта.
-
Первые этапы (примерно в течение полутора месяцев) - это обучение учеников особенностям среды. Причем, от этапа к этапу они плавно переходят из позиций “решатель активностей” к позиции “создатель активностей”.
-
Какие этапы проходят ученики дистанционно? Примерный список, который варьируется год от года:
-
“Рисование функциями. Здесь происходит более подробное знакомство с главным инструментом - графическим калькулятором.
-
“Работа в геометрической среде” - знакомство с интерфейсом и инструментами desmos/geometry.
-
Cовместное создание картины в desmos.com. Технология описана в статье Ремикс-проект начинается с рамы.
-
-
Для того, чтобы разным учителям, напомню, нас четверо, было удобнее следить за процессом и комментировать выполнение заданий их подопечными, создана таблица продвижения с общим доступом. Учителя могут комментировать в ячейках, в которых ученики разместили ссылки на свои работы.
-
Теперь важно было распределить работу по задачам (речь о конкретных TeacherDesmos-активностях для каждой параллели), и для каждой подыскать математическую тему и интересный прототип. Мы постарались, чтобы сложность используемых для разработки инструментов возрастала с каждым следующим классом. Это расширяет возможности интерактивной обратной связи, ведь для учеников-разработчиков было важно и интересно чем-то “удивить” тех, кто потом будет активности выполнять.
-
На этапе, когда ученики уже овладели некоторыми инструментами редактора, нам понадобились очные семинары. Пока нам не удается решать все задачи разработки через дистанционное взаимодействие, зато с периодичностью раз в две недели у нас получалось собираться после уроков. Было всего пять таких совместных встреч. Иногда к нам с учениками присоединялся кто-то из учителей - участников нашей проектной группы, кто был свободен в это время. На этих семинарах ребята не только учились друг от друга тонкостям работы в редакторе активностей, но и каждый раз обсуждали уже созданные ими слайды и вместе думали, как сделать их более интерактивными.
-
И, конечно же, помогала общая рассылка по электронной почте, практически еженедельная. В ней подводились итоги каждого семинара и ставились новые задачи для тех, кто по той или иной причине отсутствовал на очной встрече. Эту обязанность я взяла на себя.
Некоторые итоги
И вот активности готовы. Надо сказать честно, что в разных мини-группах разработчиков складывалась по-разному. Кто-то работал вдвоем, кто-то поодиночке. Разным также было участие учителей в конечном продукте. Некоторые из активностей получились совершенно самостоятельными, без учительского “вмешательства”. Но еще раз подчеркну, что все равно речь идет о работе учеников по образцу-прототипу. Но и такой вид работы учеников - пока редкость, поэтому мы довольны полученными результатами.
Представление работ
Вчера мы снова слушали учеников, которые рассказали о проделанном ими пути. Причем, мы, учителя, слушали ребят другим учительским составом - вопросы задавали учителя математики и информатики, непосредственно в нашем проекте не участвовавшие, но имеющие опыт работы с классами в среде TeacherDesmos.
Вот немного фотографий с защиты
|
|
Лера и Милина придумали для четвероклассников серию заданий с картинками-загадками. Все эти картинки были созданы ими самостоятельно, причем, в разных графических редакторах.
|
|
|
|
Ученицы Лиза и Софья придумали целую математическую историю для 5-ых и 6-ых классов. А, главное, очень внимательно проанализировали результаты.
Эту работу для 7-ых классов подготовил Валерий. Пожалуй, в его ремиксе было больше интересных находок, которые отличались особой математической сложностью для новичка-разработчика.
|
|
Владимир готовил задания с “марблами” для 8-классников. В этом проекте он проявил себя хорошим художником, хотя ему и пришлось “рисовать” функциями.
Задание для 10-ых классов готовил 10-классник же. Маркел как разработчик получил в обратной связи от своих одноклассников немало положительных и даже восторженных отзывов. Большая часть его активности были сделана в геометрической среде и для работы с ней требовалось четкое выполнение довольно сложных инструкций. Ниже пример одного слайда активности.
Немного о том, как проходят обычные уроки в TeacherDesmos
Так выглядит урок в среде TeacherDesmos в нашей школе: урок под руководством учителя Ларисы Сулиной в 7-м классе на тему “Площадь поверхности и объем параллелепипеда”. Иногда мы используем под такие уроки компьютерные классы, но чаще - обычные кабинеты математики с мобильными зарядными тележками, из которых быстро можно достать и расставить на партах ноутбуки.
Несколько активностей, созданных учениками TKVG в сотрудничестве с учителями к Дню Дистанта в мае 2019 года
- Приключения Винни Пуха и его друзей (4 класс)
- Математическое путешествие с героями произведения "Винни-Пух", 5-6 кл.
- Винни-Пух в координатной плоскости
- Винни Пух играет в гольф
- Геометрические преобразования на примерах героев сказки А. Милна "Винни пух и все все все"
Продолжение следует...
Ссылки по теме "цифровая среда для изучения математики"
- STEM - STEAM - STREAM на смену предметам и предметникам...
- Может ли школьная математика стать STEM-образующим предметом?
- "Черный ящик" среды цифрового обучения
- Стрельба по мишени, или Цифровые инструменты организации мышления на уроке математики
- Новая стратегия преподавания школьной математики: "умная бумага"
- STEAM-математика: Почему так важны какие-то ползунки?
- Мондриан как артефакт
- Мини-исследование в классе: есть ли у вас чувство времени?
- Статистика на карманах
- Учителям математики нужен новый подход
- Ремикс-проект начинается с рамы
- Клетчатая Ёлка и новогодние ремиксы
- Математическая задача как вызов. Уроки в Desmos
- Инструкция: как создать "объект в зеркале" в среде Desmos
- Классные активности в TeacherDesmos: инструкция для новичка
- Обучение на полиграфе
Публикации по теме
- Usecubes - генератор 3D-объектов для игры и исследования
- Уроки развития 3D-мышления: зачем считать кубики?
- 3D генератор на основе кубов: как с ним работать и создавать материал для развивающих заданий
- И опять о кубиках: 7 идей развивающих заданий
- Мастерская как форма распределенной работы со старшеклассниками: создаем задание в 3D
- Как мы вовлекли учеников в разработку активностей в TeacherDesmos и что из этого вышло
- От узора на клетчатом листке к STEAM-проекту